Светлана Олесова
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сторон ребенка, становления основ его индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
Слайд 2.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено. В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации.
Игра социальна по своему происхождению, так как ребенок живет в обществе и уже с первых лет жизни стремится к общению с окружающими его людьми. Именно в игре, подражая действиям старших, он творит, сопереживает, радуется и огорчается, строит догадки, выдвигает гипотезы и, таким образом, приобщается к окружающей его жизни. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.
Особенность моего педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, я гибко меняю свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничаю с ними.
Слайд 3.
Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры, применяя его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.
Слайд 4.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они занимают одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любимым видом деятельности. Существуют игры, в которые дети играют не одно десятилетие «Больница», «Магазин», «Семья».
Слайд 5.
Игровой опыт ребенку передает воспитатель, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
Слайд 6.
Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Я, как педагог помогаю детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс протекает естественно, у детей не возникает ощущение, что их «обучают» в игре.
Слайд 7, 8.
Самостоятельность детей в игре также зависит от сопровождения игровой деятельности педагогом. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений активизирующего общения в игре). Педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает помощь в случаях затруднения в развертывания сюжета). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх). Естественность игры при этом нарушается. Педагог развивает умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя, способность воспитателя «превратиться в ребенка», установить доверительные отношения с детьми.
Слайд 9.
Цель педагогического сопровождения игровой деятельности состоит в создании условий для активной, самостоятельной и творческой игровой деятельности детей. Для этого я поставила ряд следующих задач:
•Обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной деятельности и отношениями людей (больница, парикмахерская, путешествия и др.);
•Построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения : (введение новой роли, действия, события, впоследствии через сложения новых творческих сюжетов;
•Самостоятельное или с не большой помощью воспитателя согласование общего игрового замысла с использованием разнообразных способов, установления договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры;
•Передача словесно выражаемых игровых событий, места действия «Здесь автобус». Приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;
•Самостоятельное создание игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, использование предметов заместителей до или по ходу игры.
Осуществляя педагогическое сопровождение, необходимо прежде всего помочь ребенку осознать картину своих достижений и затруднений.