Папки-передвижки

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Ольга Полохало
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Публикация «Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка» размещена в разделах

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане. " о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Наиболее популярны - пять сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

"Сказка о попе и работнике его Балде" расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читая ребенку "Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы - мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Сюжетная основа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет "Сказка о рыбаке и рыбке". С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

"Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.

2. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников : - 7 лет. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.

4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с

Публикации по теме:

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрастеФормирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме "Роль сказок А. С. Пушкина в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста" Ковалева Елена Алексеевна.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитаниеРазвитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи» . Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
Опубликовано: 27 мая 2019 в 21:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полохало в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД