Светлана Гончаренко
Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей : семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Публикация «Консультация для родителей „Значение семьи при воспитании ребенка“» размещена в разделах
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обилие различных форм проявления чувств, реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены ведут здоровый образ жизни. Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему, то и ребенок разделяет их настроения, приобщается к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый климат. От семейного климата во многом зависит эффективность воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Цель детского сада не только в воспитании ребёнка, но и в поддержке родителей по вопросам воспитания и развития детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Детский сад должен помочь родителям :
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Для повышения интереса родителей к проблемам детского сада проводятся различные мероприятия: общие и групповые собрания, мероприятия с привлечением родителей, работа с родительским комитетом,
совместное создание предметно-развивающей среды, совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок, дни открытых дверей, мастер-классы, обмен опытом, семинары-практикумы.
Все эти мероприятия помогают сблизиться с родителями, а родителям получить больше информации о детском саде и о своем ребенке.