елена снурницина
Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
. Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений. [31,C.3.]
Публикация «Консультация „Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Семья - это, прежде всего явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи[10, C.88].
По определению Анатолия Викторовича Мудрика, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой[31, C.13].
Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность[4].
Для родителей семейное воспитание - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Для ребенка с нарушениями речи семья играет особую роль.
Н. В. Рыжовой выделяет следующие специфические функции семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи :
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с нарушениями речи. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации психического состояния ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. ``Он наш, и мы его любим'', - говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, являются образцовыми. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Семья с такими взаимоотношениями может служить примером для других.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая личностное развитие ребенка. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с нарушением речи особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с нарушением речи с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с ОНР в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с нарушениями речи должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве : санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с нарушениями речи не лишены таланта. Дети танцуют, рисуют, лепят. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей таких детей. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех - это форма достижения полной свободы от предубеждений. Отдых на природе полезен не только ребенку, но взрослым. Здесь возникает возможность выйти за пределы городского жилья, прикоснуться к живому дыханию природы: увидеть зелень травы, почувствовать запах полевых цветов, услышать щебетание птиц. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности[31,C.13-14].
В работе детьми необходим комплексный подход к преодолению речевого дефекта, который предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии закрепить все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем-логопедом[31, C.100].
Эмоциональные контакты ребенка с родителями помогают ребенку выделить речь как основное средство общения. Привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребенка с взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание.
Таким образом, рассмотренные нами исследования говорят о важности и необходимости семейного воспитания. Его значение для коррекции речевых дефектов ребенка с речевыми нарушениями переоценить невозможно. Именно в семье дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.
1. Аралова, М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний / М. А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 5. – С. 94
2. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду /Л. Бадалина // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. – С. 100-102.
3. Баринова, Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка / Г. В. Баринова // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 1. – С. 70-74.
4. Бачина, О. В. Взаимодействия логопеда и семьи ребенка с недостатками речи : мет. пособие / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. М. : ТЦ Сфера,2009.-64с.
5. Бейлинсон, Л. С. Профессиональная речь логопеда: учебно-методическое пособие. - М. 2005.-160с.
6. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей /О. А. Благодатская// Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – С. 51-54.
7. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю Занкевич // Дет. сад. Управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.
8. Варнавская С. Маленькие мостики доверия. / С. Варнавская, О. Цветкова // Детский сад со всех сторон. – 2007. - № 1. – С. 5-7.
9. Вахнина, Н. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад/ Н. Вахнина, А. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. – С. 103-108.
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / Т. В. Волосовец. - М. : «Академия», 2002. – с. 88-102.
11. Демченко, Е. Б. Группы ранней социализации /Демченко Е. Б. // Детский сад со всех сторон. – 2006. - № 9. – С. 5
12. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева. -М., 1990 -300с.
13. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
14. Зальцман, Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта/ Л. М. Зальцман // Дефектология - №2 - 2006 - С. 31 – 35
15. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе/М. В. Кларин. – М. : Знание, 1989. –с. 10.
16. Косякова, О. О. Логопсихология : учеб. пособие /О. О. Косякова. -Ростов на н/ Д : Феникс, 2007-с. 221-242