Елена Датта
Значение саморегуляции и самоконтроля в развитии ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания большинство родителей воспринимает как борьбу за соответствие ребенка социальным нормам. В этой борьбе родитель постоянно доказывает ребенку, что взрослый старше и умнее, постоянно требуя от ребенка строгого соблюдения требований. При таких условиях, ребёнок не может не испытывать стресс и старается любым, доступным для себя образом, с ним справиться, через болезни или поведенческие и эмоциональные отклонения: агрессивность, застенчивость, истеричность, замкнутость, протестные реакции и прочее.
Публикация «Значение саморегуляции и самоконтроля в развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Взрослые вкладывают уйму времени в то, чтобы развивать своих детей, записывая в секции, на дополнительные занятия, занимаясь самостоятельно дома и т. д. И все бы хорошо, однако есть один важный факт, который упускается из вида. Помимо развития внимания, памяти, воображения, речи, физической формы, умения быть собранным, исполнительным либо активным и самостоятельным, важно и нужно научить ребенка приемам расслабления и саморегуляции.
Особенно важно научить ребенка контролировать свои эмоции и расслабляться к моменту поступления в школу, когда уровень ежедневно испытываемого стресса возрастает. Спешка, постоянное давление и смена статуса (из дошкольника в организованного школьника) мешают детям обрести равновесие и чувство юмора. Когда ребенок начинает понимать, что школа – это не только красивый новый портфель и аккуратно сложенные карандаши в пенале, а еще и новый формат получения знаний, новое качество и объем информации.
Каждый специалист, работающий с детьми дошкольного возраста, знает, что в процессе социализации дети познают мир посредством развития и совершенствования произвольности. Кроме того, в процессе социализации ребенок учится контролировать свои действия, эмоции, чувства. Умение понимать свое психоэмоциональное состояние, а также способность регулировать его является важным компонентом в становлении личности ребенка.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.
Для того чтобы научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, обрести внутреннюю гармонию, порой нужно времени не меньше, чем на развивающие занятия, затрагивающие высшие психические функции.
Для этой цели можно использовать различные приемы и техники:
- техники дыхания (например, техника глубокого дыхания);
- методики прогрессивной мышечной релаксации;
- медитативное рисование, в котором нет жестких требований к соблюдению художественных приемов, и целью которого не является создание ценного с эстетической точки зрения рисунка;
- техника отреагирования негативного состояния, при которой используются различные игровые приемы (игры с водой, песком, пластилином, бумагой).
Не следует забывать о том, что собственный пример, который подают родители своим детям остается актуальным на протяжении всего дошкольного детства. Обучая детей различным приемам, важно уметь их использовать лично. Можно разучить приемы саморегуляции вместе с ребенком.