Ксения Горохова
Значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом развития ребенка. В этот период развиваются все психические процессы, эффективность которых зависит от функционирования и взаимодействия всех анализаторных систем: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая.
Сегодня, хотелось бы уделить внимание фонематическому восприятию.
Публикация «Значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Развитие слухового восприятия начинается со слухового внимания. Еще в младенчестве ребенок начинает слушать звуки, поворачивать голову с ту сторону, откуда идет звук, наблюдать за перемещением погремушки.
Все звуки, которые ребенок запоминает, затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Чтобы речь развивалась в норме, необходимо с раннего возраста развивать слуховое восприятие. Дети любят играть, поэтому эффективнее делать это в игровой форме и по усложнению.
Начинать следует с подготовительных игр. На этом этапе идет подготовка к восприятию речевых звуков и к правильному артикуляционному укладу. Подбор игр начинается с развития слухового внимания, умение различать неречевые звуки, затем развитие речевого слуха, умение различать голоса людей, темп и высоту голоса. И в последнюю очередь развитие фонематического слуха, слышать слово.
Фонематическое восприятие – это умение различать и выделять звуки из речевого потока, умение определять последовательность звуков в слове.
Недостатки в формировании фонематического слуха у старших дошкольников негативно влияет на овладение письмом и чтением. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию и артикуляции звуки. Его словарь и грамматический строй не формируется в полной мере. Поэтому раннее выявление, коррекция речевых нарушений и развитие фонематического слуха является важным условием подготовки детей к школе.
Работа проводится по нескольким направлениям:
1. Узнавание и различение неречевых звуков
2. Различение правильно и дефектно произнесенного звука
3. Различение близких по звуковому составу слов
4. Дифференциация звуков
Формирование фонематического анализа и синтеза