Папки-передвижки

Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей

Александра Петровна
Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Публикация «Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей» размещена в разделах

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В. С. Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль».

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе со школьниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у школьников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен детям.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным.

Публикации по теме:

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития.

Конкурс мини-музеев народного декоративно-прикладного искусстваКонкурс мини-музеев народного декоративно-прикладного искусства МБДОУ «Детский сад №2 Солнышко» В нашем детском саду прошел конкурс мини - музеев народного декоративно - прикладного искусства. Родители.

Музей-декоративно-прикладного искусстваМузей-декоративно-прикладного искусства Создание музея декоративно - прикладного искусства,ее актуальность обусловлена рядом причин социального,научно- теоретического и практического.

Праздник «Начало всех начал». Ознакомление с фольклором и произведениями народного декоративно-прикладного искусства МАДОУ д/с№3,ст. Новодеревянковская. Воспитатель:Дорошкова Анжела Николаевна. ПРАЗДНИК «НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ». (посвящается фольклору и произведениям.

Проект по формированию целостной картины мира у детей. Мини-музей народного декоративно-прикладного искусстваПроект по формированию целостной картины мира у детей. Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства Очень важное дело воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей. Став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте. Искусство.

Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж»Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж» Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы: Художественная деятельность является неотъемлемой частью.

Самообразование «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей посредством декоративно-прикладного творчества»Самообразование «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей посредством декоративно-прикладного творчества» Хочу поделиться с вами своими взглядами и опытом. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Оформление детского сада. Уголок народного декоративно-прикладного искусства в подготовительной к школе группеОформление детского сада. Уголок народного декоративно-прикладного искусства в подготовительной к школе группе В каждой группе детского сада воспитатели сами создают предметно - развивающую среду для различных областей развития детей, зонируют групповую.

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей
Опубликовано: 22 октября 2015 в 15:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Александра Петровна (УИ 376232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД