Ирина Маланич
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Публикация «Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает,что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.
Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками - несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой провести свободное время. В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, осваивают основные приемы работы с бумагой, витражными и акриловыми красками, выполняют объемные композиции, знакомятся с историей возникновения декоративно-прикладного творчества.
При работе над рекомендуемыми образцами дети знакомятся с различными видами бумаги, ее свойствами, осваивают способы соединения и декоративного оформления изделий. Выполнение объемных техник дает представление о форме модели, ее конструкции. Работа в технике квиллинг и силуэтного вырезания способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий, что немаловажно в успешной школьной деятельности. Знакомство с законами цветовой гармонии развивает творческую активность и наблюдательность ребёнка, а так же способствует развитию чувство цвета, композиции. Особый интерес отмечается к складыванию из бумаги различных плоскостных и объемных фигур, что способствует развитию у детей таких психических процессов как творческое воображение, мышление, память, восприятие, художественный вкус. Учащиеся используют готовые фигурки в разных видах творческой деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной, литературно-творческой). Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Изготовленные на занятиях игрушки, сувениры, открытки служат хорошим подарком и используются дома по назначению или для украшения интерьера школы. Уверенность в том, что они сделают полезные, хорошие вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду.
Формирование творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся. Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.
Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».
Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.
Все учебные занятия и игровая деятельность в том числе, составляется с учетом возраста детей, уровня сформированости тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога. Так, например, учащиеся младших классов испытывают затруднения в целенаправленных движениях кистей рук при выполнении заданий на штриховку. У детей этого возраста плохо развит зрительный контроль и в работе с цветными карандашами они допускают много не рациональных движений, выходят за контур изображаемого предмета, оставляя при этом много пробелов. Эти трудности преодолеваются при выполнении систематических упражнений на выполнение заданий с указанием направления линии, при этом целесообразнее использовать не твердые цветные карандаши с тонким грифелем а, например мягкие восковые мелки или карандаши большого размера. Для выполнения таких заданий используется прием штриховки фигур сложенных в технике оригами. Детям предлагаются вместе с педагогом сложить простую фигуру из бумаги белого цвета, а затем украсить ее цветом выбрав художественный материал по желанию (карандаши, краски, фломастер). Этот увлекательный процесс можно использовать при изготовлении с детьми настольного театра или мелких декораций.
Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагог корректирует деятельность каждого ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Главное, не ранить самолюбие ребенка, не противопоставлять его другим детям, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью. Работа педагога строиться в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка с учетом ее личностных характеристик и заболевания.
Например, при организации занятий с гиперактивными и расторможенными детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы как краска, глина, пластилин, это стимулирует активность ребёнка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр., что легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера карандаши, фломастеры, то есть изобразительные средства, требующие от них организации структурирования своей деятельности, и соответствующее задание, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги. Глину, пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.
Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Позволяет поднять на более высокий уровень все его потенциальные возможности – психические, физические и интеллектуальные.