СВЕТЛАНА ПОЛЫНЦЕВА
Значение музыкальных игр в коррекционно — развивающей работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Значение музыкальных игр в коррекционно - развивающей работе
музыкального руководителя
Музыкальные игры и логоритмические упражнения открывают большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Публикация «Значение музыкальных игр в коррекционно — развивающей работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Речевые упражнения поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой формой работы с детьми. пальчиковые игры приносят детям радость: они играют словами, звуками,озвучивают звучащими жестами. Ребенок одновременно выполняет сразу несколько дел: выполняет игровые движения руками, проговаривает текст, организует свои действия с действиями партнера по игре, при этом развиваются коммуникативные навыки.
Для организации детей игровым действиям необходимо педагогу необходимо продумать раздаточный материал и оборудование:
MP3-проигрыватель; записи песен и музыкальных произведений.
Музыкальные и шумовые инструменты:
Звуковысотные инструменты (ксилофон, металлофон, блокфлейта, арфа, детский синтезатор и другие, фортепиано/баян/аккордеон; ударно-шумовые (ложки, трещотки, рубель, кастаньеты, бубен, пандейра, маракасы, бубенцы, треугольник, малый барабан, и т. п.).
Наглядные картинки с изображением симфонического, эстрадно-джазового и народного оркестров.
Картинки с изображением музыкальных инструментов (группа духовых, клавишных, струнно-смычковые, струнно-щипковых, народные и другие музыкальные инструменты)
Нетрадиционные/ самодельные инструменты: клавесы (деревянные палочки, «барабанчики» (контейнеры из-под йогурта, целлофановые пакеты, банка с крупой, кружка, хлопушка и т. п.
Проведение логоритмической деятельности осуществляется фронтально один раз в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 – 30 минут, занятия проводятся в игровой форме.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором выступает музыкальный руководитель.
В предлагаемых играх рассматривается применение различных приемов, позволяющих ребенку с ОВЗ не только повторить простой ритмический рисунок педагога, но и быть автором собственной модели.
Например, метод «Эхо».
Основные задачи компонента:
- развивать у детей чувство ритма
- развивать мышечные и тактильные ощущения.
Например, музыкальная игра «Барабанщики».
Задачи игры: развитие ритмического слуха и слухового внимания. Под музыку марша дети ритмично маршируют. По окончанию музыку, дети останавливаются. Педагог задаёт ритмическую последовательность, которая должна быть короткой и чёткой. Дети (используя приём «Эхо») вовремя ритмично отвечают.
Можно использовать детские самодельные барабаны (контейнеры из-под йогурта, пластиковые баночки и т. п., которые можно повесить на шею или держать в руках. Разнообразить игры и внести эффект новизны помогут нестандартные пособия и атрибуты. Яркий детский музыкальный молоточек, перчатки с пуговицами, разноцветная большая резинка, перышки привлекут внимание детей и помогут установить эмоциональный контакт с ребенком.
Игры с предметными картинками помогают избежать скучного, но необходимого повторения речевого материала, помогают превратить занятие в игру и разнообразить взаимодействие с детьми. А с помощью музыкального сопровождения более эффективно решают коррекционные задачи.