Новикова Ольга Михайловна
Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА СЖИВОТНЫМ МИРОМ РОДНОГО КРАЯ.
Проблема взаимоотношений человека и природы стала одной из актуальных проблем современности. В период дошкольного возраста в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно и нужно сформировать предпосылки экологического сознания.
Публикация «Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Исходя из требований образовательной программы «Детство» и результатов педагогического мониторинга по разделу»Ребенок открывает мир природы» в образовательной области «Познавательное развитие» мы поставили следующие задачи:
1. Сформировать у детей обобщенное представление о жизнедеятельности животных средней полосы Родного края.
2. Развивать желание активно изучать особенности жизни животных (искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предполагать).
3. Обогащать представления детей о существовании животных в сообществе друг с другом и человеком.
4. Воспитывать у детей ответственность за свои поступки.
Проанализировав имеющиеся в практике работы современные педагогические методы и технологии, мы, для решения поставленных задач, остановились на методе моделирования, который является средством усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, связях и отношениях между ними. Моделирование, основанное на принципе замещения схематичными изображениями, знаками, доступно, интересно дошкольникам и способствует их всестороннему развитию.
Чтобы создать у детей интерес и подвести их к работе с моделями был проведен цикл наблюдений за кроликом. Родители принесли крольчиху Беляночку, по своему внешнему признаку похожую на зайца. Ребята с любопытством наблюдали за поведением кролика. Общение вызвало большой эмоциональный отклик у детей. Затем, чтобы дети хорошо усвоили различительные особенности домашнего кролика и лесного зайца, внесла две модели. Условные знаки на таблице придумали вместе с детьми. Подбирали такие значки, которые максимально были бы приближены к отображающим объектам:
- где живут
- внешний вид
- чем питаются
- кто ухаживает за ними.
Расшифровка условных знаков не вызвало у детей затруднений и они сделали вывод, что заяц похож по внешнему виду, но есть и отличия:
- они отличаются местом проживания;
- заяц зимой питается корой дерева и ветками, а кролика человек кормит капустой и морковью;
- отличаются способом приспособления к природным условиям : заяц зимой меняет шубку, спасается от лисы, спит с открытыми глазам, чтобы увидеть врага заранее, кролик же живет у хозяина во дворе.
Для того, чтобы у детей сформировать понятие «Звери», им была представлена модель «Звери».
Рассматривая модель, дети отмечали все существенные признаки животных :
- у зверей тело покрыто шерстью
- есть четыре лапы
- есть зубы
- своих детенышей матери вскармливают молоком.
Дети еще раз убедились, что все животные, у которых есть эти признаки, называются зверями.
Мой вопрос: «Чем звери отличаются от птиц, рыб, насекомых? Вызвал у детей затруднения и споры.
Для закрепления понятий «звери» и «птицы» предложила дидактическую игру «Разложи по местам». Детям предлагала модели : «птицы», «звери». Дети из общего количества карточек находили нужные. Они хорошо справлялись, но ориентировались в основном на признаки внешнего вида:
- у птицы – перья, у зверей шерсть;
- у зверей - 4 ноги, у птиц – две;
В ходе сравнения моделей зверей и птиц, Олег вдруг спросил: «А летучая мышь тоже летает, значит, она птица?»
Последовательно выяснили, что, хотя летучая мышь тоже может летать, относится она к классу зверей, так кА тело ее покрыто шерстью, имеется четыре лапы, есть зубы, детенышей вскармливает молоком.
Работу по расширению кругозора детей о жизнедеятельности животных родного края, не ограничивали только работой по моделированию. В свободное время с детьми читали, изучали, собирали материал о животных, живущих в наших лесах. Например, узнали, что:
- кабан зимой подходит близко к человеческому жилищу;
- медведь – самый крупный хищник сосет лапу, потому что старая кожа на лапе отслаивается и зудит;
- лиса мышкует, то есть охотиться на мышей;
- еж вообще не ест яблок, он хищник, ест жуков, гусениц, слизней, червей и смело нападает на ядовитых змей.
После этого дети стали более уверенно ориентироваться в моделях, связывая имеющиеся знания с условными знаками.
Для развития у детей желания активно изучать особенности жизни животных, искать ответы на вопросы предлагали им, используя моделирование, определить тип зверей по способу их питания: хищники, травоядные и всеядные.
Предлагали разложить животных по способу их питания. Путем использования наводящих вопросов, подвели детей к выводу, что все животные приспособились к жизни в определенных условиях: волк, лиса, еж, рысь – хищники, они мясом других животных; заяц, белка – травоядные; медведь – всеядный.
В ходе работы по накоплению у детей природоведческих знаний, у них стали появляться вопросы. Их интересовало, как одни животные охотятся на других животных, почему волк сильнее лисы и т. д. поэтому познакомила детей с особенностями добывания пищи хищниками. Дети уяснили, что хищников можно отличить по особенностям добычи пищи:
• Бесшумно двигаются, совсем как человек босиком;
• Хорошо видят в темноте;
• Отличаются чистотой тела, травоядные не чувствуют их запаха;
• Внезапно нападают.
Спрашивали: «На сто похож последний знак?» (дети – на молнию)
Сделали вывод: «Нападают хищники молниеносно»
Чтобы детям дать представления о существовании животных в сообществе друг с другом пищевой зависимости животных друг от друга, выстраивали на магнитной доске цепочку пищевых зависимостей. Спрашивали, что будет, если убрать из цепочки какое – либо звено. Дети высказывали предложения:
- каждое из животных погибнут от голода, так как у них не будет корма. Дети сумели сделать вывод, что ни одного звена из цепочки убрать нельзя, потому что в природе все взаимосвязано.
С целью поддержания у детей познавательных интересов в ходе ознакомления с животными использовали прием расшифровки модели конкретного животного с последующим составление описательного рассказа.
Предлагала карточки, по которым дети составляли описательные рассказы – загадки о зверях друг другу. Составление детьми загадок о животных, то есть самостоятельное составление ими моделей, - наиболее сложная форма мыслительной деятельности и предлагалась детям после того, как они овладели достаточным объемом знаний о животных и приобрели навык работы с моделями.
Для закрепления у детей знаний о деятельности человека в жизни животного мира, вносила модели «Что будет, если…».
Использование данной модели помогло развивать у детей умение решать экологическую проблему, научила делать выводы и умозаключения.
Полученные впечатления дети с удовольствием воплощали в своих рисунках, которые мы поместили для родителей под темой «Животные наших лесов».
Таким образом, использование метода моделирования помогло формировать у детей системы знаний об особенностях жизнедеятельности животных родного края.