Елена Серых
Значение математических дидактических игр в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Она способствует развитию творческого воображения, направленного на конкретную цель, на получение определенного результата.
Публикация «Значение математических дидактических игр в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно разделены на группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются :
1) дидактическая задача (необходимо учитывать какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры);
2) игровые действия (основа игры - являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи);
3) игровые правила (организовать действия, поведение детей);
4) результат (итог игры – отмечают достижения каждого ребенка, подчеркивают успехи отстающих детей).
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
подготовка дидактической игры;
проведение игры;
анализ.
В подготовку дидактической игры входят : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр включает : ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.
Подведение итогов игры - воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При проведении занятий мы используем стихотворения, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаем детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке.
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах, временах года рекомендуем нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, мы даем детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы», «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись?» и т. п.
Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это «веселое солнышко», а не «хмурую тучку с дождиком». Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей мы выставляем папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.
Математические игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. Это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. Игротека. - СПб. : Детство-пресс, 2012.
2. Козлова В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. / В. А. Козлова. - М. : ТЦ Сфера, 1996.
3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду - М : Академия, 2000.
4. Ерофеева,Т. И., Павлова, Л. Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1992.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.