Анастасия Вавилова
Значение игровых приёмов для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игровых приёмов для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР
В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки дошкольников к школе является овладение звуко-буквенным анализом и синтезем. Освоение этого процесса считается основой мыслительной деятельности и в дальнейшем влияет на успешное обучение грамоте и письма, поэтому важно уделить особое внимание этому разделу еще в детском саду.
Публикация «Значение игровых приёмов для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно игра помогает развивать и совершенствовать средства, формы и виды общения. Она поможет ребенку более успешно освоить и запомнить любой информационный материал. Необходимость в использовании игровых приемов, технологий и красочных пособий на занятиях, является неотъемлемой частью в работе педагогов дошкольного образования.
Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами [4, с. 30], что необходимо учитывать в своей деятельности логопеду.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение [4, с. 31].
Развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов, является одним из наиболее важных этапов в логопедической работе и считается наиболее сложным при обучении, особенно детей с общим недоразвитием речи. Причина этому нарушение фонематического восприятия, которое и влияет на успешный процесс овладения звуко-буквенного анализа и синтеза.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [1, с. 614], требует от логопеда поиска новых технологий.
Передо мной, как перед педагогом, встала задача сделать процесс формирования звуко-буквенного анализа и синтеза более доступным, легким и интересным для детей с ОНР. В своей работе применяю различные игровые приёмы, использую опыт логопедов, работающих успешно по данной теме. Проблема развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с речевыми расстройствами, привела меня к мысли о необходимости уделить больше внимания к применению игр, которые я могу использовать на своих занятиях с детьми, так как данный вид деятельности является основным.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [1, с. 615].
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушен фонематический слух и восприятие, испытывают особые трудности в формировании звуко-буквенного анализа и синтеза. Овладение фонематическим анализом определяет способность ребенка различать звуки на слух, уметь находить заданный звук в слове, определять их количество и последовательность и постепенно формирует навык слогового чтения. Поэтому особое место занимает освоение и развитие фонематических процессов. Таким образом, дети знакомятся сначала со звуками, а затем с буквами родного языка.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается не только недоразвитие всех сторон речи, но также имеются и расстройства психических процессов (внимание, мышление и память). Такие дети нуждаются в более внимательном отношении со стороны педагога, так как уровень усвоения программы недостаточен, материал плохо усваивается на слух. Они быстро утомляются, концентрация внимания неустойчива, долго не включаются в работу. У детей отмечается нестойкость интересов и пониженная работоспособность. Таким детям легче представить материал не в речевом, а в наглядном виде. Поэтому необходимо использовать на занятиях как можно больше наглядных пособий, которые помогут образно освоить материал, и переключать внимание детей от одного вида деятельности на другой. При таком подходе к занятиям, дети становятся более заинтересованными к освоению информации. Следовательно, и результаты не заставят себя долго ждать.
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному- с очень важным принципом творческой деятельности- самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей [4, с. 31].
Обучение грамоте будет интереснее и эффективнее, если применять игровые приемы с использованием наглядного материала и поможет решить следующие задачи:
-познакомить детей с понятием «слово», «слог», «звук» и «предложение»;
-помочь образно представить структуру слова;
-научить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
-определять количество и последовательность звуков в слове;
-изображать гласные и согласные звуки с помощью специальных зрительных символов, цветных фишек, а также различать звуки по твердости и мягкости, глухости и звонкости;
-научить графически изображать количество слогов в слове, слов в предложении, придумывать предложение по схеме;
-отработать навык слогового чтения.
Использование наглядных материалов и игровых приёмов развивает умственные способности дошкольника, появляется возможность усвоить и применить учебный материал в уме.
На занятиях по обучению грамоте использование таких приемов помогает детям овладеть звуко-буквенным анализом и синтезом, а также развивает фонематический слух. Применение различных зрительных символов (звуки, слоги, слова, предложения) дают детям наглядно увидеть, что текст состоит из предложений, предложения делятся на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.
При изучении звуков детям даётся характеристика– артикуляционная и акустическая. Для них понятие звука невидимое, абстрактное, поэтому необходима зрительная опора, чтобы они могли не только услышать, но и наглядно увидеть звук. Для этого используются зрительные символы, опираясь на которые дети могут дать характеристику каждому звуку, сравнить их и наглядно увидеть.
Для образа звуков можно использовать символы, которые предлагает Ткаченко Т. А. : гласные, обозначающие положение губ, при произношении звука. Например, звук «А» - большой кружок, звук «У» - маленький, «И» - горизонтальная полоска, «О» - овал, вытянутый по вертикали, а «Ы» - нижняя половинка круга. Согласные: «Т» - молоток стучит, «Г» - гусь гогочет, «С» - насос свистит. Символы гласных красного цвета, а согласных- синего. Когда дети запомнят символы звуков, можно выкладывать их и читать слоги и даже слова. Для образной характеристики звуков используются фишки разного цвета, где красный цвет обозначает гласный звук, синий - твердые согласные, а зеленый - мягкие согласные. Выкладывая такие схемы, дети могут посчитать количество звуков в слове, увидеть, сколько гласных в слове, сколько согласных, определить их последовательность.
Для определения положения звука в слове, то есть где он находится в начале, середине или конце слова, используются полоски, разделенные на три квадрата. Первый квадрат- это начало слова, второй- середина, третий- конец слова.
При использовании схем предложений, слова можно обозначить цветными полосками из бумаги (сколько слов в предложении, столько и полосок выкладывается). Подобные схемы можно использовать и с количеством слогов в слове, предварительно произнести слово с хлопками в ладоши и посчитать количество слогов. Это вызывает у дошкольников интерес к занятию, материал становится более доступным и запоминающимся.
Затем используются игры со звуками слова, например: выделить начальный звук в слове, составить слово по начальным звукам в названиях картинок, находить картинки на заданный звук и др.
Когда ребенок освоил звуки, научился их различать, давать им характеристику, находить звук в слове и его положение (в начале, середине, конце слова, то можно перейти к буквенному периоду.
В период обучения букв, у детей отмечаются трудности в запоминании их образа. Поэтому на занятиях необходимо использовать образ буквы, то есть предмет похожий на букву. Например: «О» - обруч, кольцо, «П» - перекладина или ворота, «Т»- молоток. Можно использовать такие приёмы, как выкладывание буквы из палочек, крупы, раскрашивание, лепка и штриховка букв. Когда дети освоили буквы и запомнили их зрительный образ, можно переходить к более сложным играм: соединять слоги, чтобы получилось слово, вставлять пропущенные буквы в словах, из набора букв составить слово, досказать слово, зачеркивание лишних букв в слове. Различные игры с буквами и слогами помогут перейти на этап обучения чтения по слогам.
Использование игровых приёмов помогает педагогам научить детей звуко-буквенному анализу и синтезу, на более доступном и понятном для них уровне. Следует отметить, что в группах для детей с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов, формирования полноценной речи. Следовательно, детский сад – это первая ступень в образовательной системе и выполняет важную роль в подготовке детей к школе.
Литература:
1. Волкова Л. С. Логопедия. – М. : Владос, 2002-680 с.
2. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - СП. : Акцидент,1995- 64 с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М. : КнигоМир,2011- 320 с.
4. Тавстуха О. Г. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013- 223 с.
5. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М: Книголюб,2008-56 с.