Ольга Глазкова
Значение игр в познании окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога – помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к ним отношение.
Главным условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, зависимость конструкции, строения и материала из которого сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает ребёнку научиться различать и называть сходные предметы, например, кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о предметном мире способствует освоению детьми и родовых понятий (мебель, транспорт, посуда, овощи и т. д)
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проводя эту работу, воспитатель использует повседневные житейские ситуации и конструирует специальные образовательные ситуации для знакомства детей с предметами, их назначением способами использования. Такую же работу могут проводить и родители дома со своими детьми. Для знакомства с предметным миром целесообразен специальный дидактический материал, моделирующий предметы посуды, одежды, мебели у которых нет той или иной части или которые сделаны из неподходящего материала и поэтому непригодны для использования по
назначению (у чашки нет ручки, а иголка сделана из бумаги, у стульчика сломана ножка и т. д.). Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому персонажу, например, купить в магазине нужный ему предмет (новую чашку) или отремонтировать предмет (стул).
Интегрируя игровую ситуацию и познавательную деятельность, педагог (или родитель) создаёт проблемные ситуации для знакомства малышей с материалами. Так, развивая сюжет ролевой игры, он предлагает слепить пирожки для угощения куклы. Дети находят в игрушечном холодильнике тесто – сухие комочки глины или пластилина, или солёное тесто т. е. тот материал, с которым в этот день запланировано их познакомить. Попытка вылепить пирожки позволяет им осознать, что у них не получается. Проводя
различные обследования и исследования дети стараются сделать данный материал пригодным для лепки (намочить, растереть, размять, разогреть и т. д).
Программа для младших дошкольников предполагает знакомство с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система дидактических игр на классификацию: «Оденем куклу на прогулку», «Мебельный магазин», «Гости пришли» и т. д. Дети в
этих играх оперируют с наборами предметов и картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и близких видов.
Так, в одном из вариантов игры «Магазин» на полках с посудой стоят стаканы, чашки чайник, кофейник, сахарница. Дети по очереди исполняют роль продавца, а педагог озвучивает игровых персонажей, пришедших за покупками, например:, «Мне нужны жёлтые чашки», или «Покажите, пожалуйста,мне вон тот красный чайник. Как – нет! А что же стоит на верхней полочке? Кофейник? А какого цвета у вас чайники? Зелёные? Тогда возьмём зелёные» И т. д. Хорошо и мамам поиграть в такие игры со своими ребятками. Это обучает ребят и сближает вас.