Пронина Галина
Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет, класс : Окружающий мир 2 класс
УМК: «Школа России», автор Плешаков А. А.
Тема: "Наша дружная семья"
Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
• Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
• Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
• Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
• Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
• Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
• Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
• Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
• Уметь различать родственные взаимосвязи.
• Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей,
Подтянитесь, улыбнитесь и тихонько все садитесь.
- На уроке, как и всегда, нам сегодня пригодятся вот такие качества:
с - - - - - - - - - - - - - - - ь, (сообразительность)
с - - - - - - а, (смекалка)
в - - - - - - е, (внимание)
т - - - - - - е (терпение)
И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ!
2. Мотивация к учебной деятельности.
У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ СМАЙЛИКИ ДЛЯ САМООЦЕНКИ.
В КОНЦЕ УРОКА ПОДВЕДЁМ ИТОГ.
3. Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили загадки по теме: «Здоровье и безопасность».
Посмотрите на выставку работ. После урока я выставлю всем отметки за домашнее задание.
2. Постановка проблемы.
- А где вы учитесь правилам здорового образа жизни? (В школе, через средства массовой информации,)
-Оказывается, очень важным для каждого человека является …
А что? Мы узнаем сегодня на уроке.
- Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.
Голосовая запись:
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?
– Ребята, что загадал Толя?
– Сбылось ли его желание?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)
Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.
В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)
Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.
4. Изучение нового материала.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)
С кем чаще? (родителями)
Где это происходит? (В школе, на улице, дома)
Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.
а) откройте учебники на с. 42.
А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)
б) конкретизация темы урока
- На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.
-Прочитайте тему: «Наша дружная семья».
-Как вы понимаете, что такое «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе)
- А связаны ли между собой семья и общение? Мы общаемся в семье?
Работа над понятием «семья».
- Давайте попробуем сегодня выяснить, какую семью называют дружной?
Я ставлю знак вопроса!
А сейчас поиграем в игру «ОТГАДАЛКИ».
Она лучше всех на свете, Набатчикова
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
Шкаф тяжелый кто подвинет? Бутенко
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
На него смотрю всегда Якунина
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
У мамы работа, у папы работа, Жемчугов
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
Маме на радость, папе в награду, Смильгин
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
У мамы сестра Тата
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тётя)
К нам приехал папин брат. Данила
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой… (дядя)
Оформление доски:
По мере отгадывания загадок на доске при помощи карточек со словами выстраивается схема:
Вот такая схема у нас получилась!
- Где же можно узнать точное толкование слова «семья»? (В толковом словаре)
- Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили. Поделитесь, пожалуйста, своими сведениями.
Словарь Ожегова С. И.
СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.
- Образуйте однокоренное слово к слову семья. (семейный, семейка)
- Придумайте словосочетание с этим словом. (семейный альбом)
- К сегодняшнему уроку дети готовили ПРОЕКТЫ о своих семьях. Послушайте, что получилось.
СЫРБУ МАРГАРИТА
Мой папа, Виктор Петрович. Он весёлый, целеустремлённый и ответственный. Мы часто ездим с ним в гости, ходим в баню и катаемся на коньках. Я «папина» дочка!
Сама я весёлая, послушная, помогаю маме с братиком, а также занимаюсь бальными танцами, где уже добилась результатов.
Марина Станиславовна – это моя мама. Она строгая, но заботливая. Она поддерживает меня на всех моих турнирах в качестве тренера.
ГОЛУБ КРИСТИНА
Я очень люблю свою семью и дорожу ею! Наша семья дружная и крепкая! Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
БЕЛОВ МАТВЕЙ
Я братом своим очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный брат!
КРАВЧЕНКО КОНСТАНТИН
Папа, мама, старшая сестра и бабушка – это мои самые дорогие и любимые люди на свете – это моя семья!
Сейчас хочу рассказать о своих бабушках.
Моя бабушка Валентина Степановна. Она много знает и рассказывает мне про окружающий мир. Я люблю с ней играть в настольные игры и делать уроки, когда она приезжает к нам.
А у бабушки Людмилы Ивановны самые вкусные пироги. Она сама живёт в Карелии. Я люблю бывать у неё в гостях.
в) Поговорим о культуре общения
- Попробуем разыграть ситуацию…
Итак, покажет сценку наша первая творческая группа.
К дедушке и бабушке (Ирина, Бутенко, Ярослав, Иванова, Мане)
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
На столе без соли?»
Насте бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
- Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!
- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)
- Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.
- А сейчас закройте, пожалуйста, глазки, представьте своих родных.
- Это удивительно, но когда вы закрыли глаза и вспомнили своих родных, наш класс осветился множеством улыбок. Как вы думаете почему?
- Значит, в ваших семьях царит любовь и доброта.
- Вдохните в себя эту любовь и доброту, а ещё свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам успехов и удачи на уроке. Продолжаем урок.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? ….)
Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
- Послушайте стихотворение, которое приготовил Никита.
Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
“Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?
Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?)
г) Необходимо вместе выполнять работу по дому
- Давайте сейчас откроем тетради стр. 24, выполним задание №2. (Проверка вслух)
Пришло время выслушать третью творческую группу. Будьте внимательны, вы должны понять, без чего ещё нельзя жить в семье.
3 группа Сценка "Помощник"
Вова плачет тонко-тонко (Кира, Илья Р, Даша, Влад)
И глаза трет кулаком:
– Я вам больше не девчонка,
Не пойду за молоком.
Мама смотрит без улыбки:
– Что же, сделаешь ошибку.
Мне не будешь помогать –
Не пущу тебя гулять.
Посмотрел, подумал он:
– Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной.
– Может, так не будет видно
Всем бидона за спиной.
Дядя с длинными усами,
Высоченный, как отец,
Улыбнулся:
– Видно, маме
Помогаешь? Молодец!
И уже не стороной
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице шагал,
Молоко не расплескал.
– Мама, что еще купить?
Я могу сейчас сходить!
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу. А как у вас в семье?
Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.
5. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой (вычеркнуть предложения, со смыслом которых не согласны).
1 вариант:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
2 вариант:
1. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
2. Вместе распределяют деньги на покупки.
3. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
4. У каждого свой кошелек.
5. У каждого члена семьи свое хозяйство.
6. Физкультминутка.
- Молодцы! Вы такие подвижные, активные! Скажите, как вы считаете, наш класс можно назвать СЕМЬЁЙ?
7. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах с пословицами. Игра «Склей пословицы». (Начало пословиц у одной группы детей, продолжение пословицы у другой группы детей).
8. Рефлексия. Проектная творческая деятельность.
-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок. Постройте Дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.
понимание
раздражение
вражда
любовь
взаимопомощь
ссора
радость
безразличие
уважение
наказание
Вопросы – Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?
– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
- ПОКАЖИТЕ, пожалуйста, карточку с изображением смайлика, соответствующего вашему настроению в конце урока.
- Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ
9. Домашнее задание.
Учебник : стр. 44-45, пересказ.
Рабочая тетрадь: стр. 25. № 5 .