Папки-передвижки

Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»

Пронина Галина
Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Предмет, класс : Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А. А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

• Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Наша дружная семья“» размещена в разделах

• Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

• Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

• Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

• Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

• Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

• Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

• Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

• Уметь различать родственные взаимосвязи.

• Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей,

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонько все садитесь.

- На уроке, как и всегда, нам сегодня пригодятся вот такие качества:

с - - - - - - - - - - - - - - - ь, (сообразительность)

с - - - - - - а, (смекалка)

в - - - - - - е, (внимание)

т - - - - - - е (терпение)

И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ!

2. Мотивация к учебной деятельности.

У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ СМАЙЛИКИ ДЛЯ САМООЦЕНКИ.

В КОНЦЕ УРОКА ПОДВЕДЁМ ИТОГ.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы готовили загадки по теме: «Здоровье и безопасность».

Посмотрите на выставку работ. После урока я выставлю всем отметки за домашнее задание.

2. Постановка проблемы.

- А где вы учитесь правилам здорового образа жизни? (В школе, через средства массовой информации,)

-Оказывается, очень важным для каждого человека является …

А что? Мы узнаем сегодня на уроке.

- Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

Голосовая запись:

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)

Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.

4. Изучение нового материала.

С кем мы общаемся? одноклассниками, учителями, и т. д.)

С кем чаще? (родителями)

Где это происходит? (В школе, на улице, дома)

Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.

а) откройте учебники на с. 42.

А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)

б) конкретизация темы урока

- На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.

-Прочитайте тему: «Наша дружная семья».

-Как вы понимаете, что такое «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе)

- А связаны ли между собой семья и общение? Мы общаемся в семье?

Работа над понятием «семья».

- Давайте попробуем сегодня выяснить, какую семью называют дружной?

Я ставлю знак вопроса!

А сейчас поиграем в игру «ОТГАДАЛКИ».

Она лучше всех на свете, Набатчикова

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Шкаф тяжелый кто подвинет? Бутенко

Кто розетки нам починит,

Кто все полочки прибьет,

В ванной утром кто поет?

Кто в машине за рулем?

На футбол мы с кем пойдем? (папа)

На него смотрю всегда Якунина

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

У мамы работа, у папы работа, Жемчугов

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

Маме на радость, папе в награду, Смильгин

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

У мамы сестра Тата

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат. Данила

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой… (дядя)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи карточек со словами выстраивается схема:

Вот такая схема у нас получилась!

- Где же можно узнать точное толкование слова «семья»? (В толковом словаре)

- Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили. Поделитесь, пожалуйста, своими сведениями.

Словарь Ожегова С. И.

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

- Образуйте однокоренное слово к слову семья. (семейный, семейка)

- Придумайте словосочетание с этим словом. (семейный альбом)

- К сегодняшнему уроку дети готовили ПРОЕКТЫ о своих семьях. Послушайте, что получилось.

СЫРБУ МАРГАРИТА

Мой папа, Виктор Петрович. Он весёлый, целеустремлённый и ответственный. Мы часто ездим с ним в гости, ходим в баню и катаемся на коньках. Я «папина» дочка!

Сама я весёлая, послушная, помогаю маме с братиком, а также занимаюсь бальными танцами, где уже добилась результатов.

Марина Станиславовна – это моя мама. Она строгая, но заботливая. Она поддерживает меня на всех моих турнирах в качестве тренера.

ГОЛУБ КРИСТИНА

Я очень люблю свою семью и дорожу ею! Наша семья дружная и крепкая! Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

БЕЛОВ МАТВЕЙ

Я братом своим очень-очень горжусь

И в этом всем с радостью вновь признаюсь!

Знакомы с рожденья и с детства дружны,

Поэтому очень друг другу нужны!

Спасибо за то, что ты добр и умён,

Отзывчив, надёжен, красив и силён!

Готов ты помочь и понять меня рад,

Ты — самый хороший и преданный брат!

КРАВЧЕНКО КОНСТАНТИН

Папа, мама, старшая сестра и бабушка – это мои самые дорогие и любимые люди на свете – это моя семья!

Сейчас хочу рассказать о своих бабушках.

Моя бабушка Валентина Степановна. Она много знает и рассказывает мне про окружающий мир. Я люблю с ней играть в настольные игры и делать уроки, когда она приезжает к нам.

А у бабушки Людмилы Ивановны самые вкусные пироги. Она сама живёт в Карелии. Я люблю бывать у неё в гостях.

в) Поговорим о культуре общения

- Попробуем разыграть ситуацию…

Итак, покажет сценку наша первая творческая группа.

К дедушке и бабушке (Ирина, Бутенко, Ярослав, Иванова, Мане)

Настя и Володя,

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

- Дед, налей мне чаю.

Дед голову склонил,

Вове отвечая:

- Плохо слышу я внучок,

не чета тебе я.

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Настя бабушке грубит:

- Ты не видишь что ли,

Что солонка тут стоит,

На столе без соли?»

Насте бабушка в ответ:

- Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет,

помоги мне кроха.

Стало после этих слов

стыдно детям очень.

Вова говорит: - Готов!

Я во всем помочь им».

- Да и мне не по себе,

Настя вторит брату -

В том, что стали вы слабей,

вы не виноваты!

Через много, много лет

мы такие будем.

Я – бабуля, Вова – дед,

все стареют люди.

Глазки, ушки заболят

и у нас, когда-то.

Так разумно говорят

славные ребята!

Ставят сами всё на стол

Чай по чашкам льётся.

Тут и дедушка расцвёл,

Бабушка смеётся!

Вы, ребята, никогда

близким не грубите.

Деда с бабушкой

всегда от души любите!

- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)

- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

- Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.

- А сейчас закройте, пожалуйста, глазки, представьте своих родных.

- Это удивительно, но когда вы закрыли глаза и вспомнили своих родных, наш класс осветился множеством улыбок. Как вы думаете почему?

- Значит, в ваших семьях царит любовь и доброта.

- Вдохните в себя эту любовь и доброту, а ещё свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам успехов и удачи на уроке. Продолжаем урок.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? ….)

Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Послушайте стихотворение, которое приготовил Никита.

Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

“Простите” сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

“Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?

Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?)

г) Необходимо вместе выполнять работу по дому

- Давайте сейчас откроем тетради стр. 24, выполним задание №2. (Проверка вслух)

Пришло время выслушать третью творческую группу. Будьте внимательны, вы должны понять, без чего ещё нельзя жить в семье.

3 группа Сценка "Помощник"

Вова плачет тонко-тонко (Кира, Илья Р, Даша, Влад)

И глаза трет кулаком:

– Я вам больше не девчонка,

Не пойду за молоком.

Мама смотрит без улыбки:

– Что же, сделаешь ошибку.

Мне не будешь помогать –

Не пущу тебя гулять.

Посмотрел, подумал он:

– Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

– Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной.

Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Улыбнулся:

– Видно, маме

Помогаешь? Молодец!

И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице шагал,

Молоко не расплескал.

– Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу. А как у вас в семье?

Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой (вычеркнуть предложения, со смыслом которых не согласны).

1 вариант:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

2 вариант:

1. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

2. Вместе распределяют деньги на покупки.

3. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

4. У каждого свой кошелек.

5. У каждого члена семьи свое хозяйство.

6. Физкультминутка.

- Молодцы! Вы такие подвижные, активные! Скажите, как вы считаете, наш класс можно назвать СЕМЬЁЙ?

7. Продолжение работы по теме урока.

Работа в группах с пословицами. Игра «Склей пословицы». (Начало пословиц у одной группы детей, продолжение пословицы у другой группы детей).

8. Рефлексия. Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок. Постройте Дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

Вопросы – Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

- ПОКАЖИТЕ, пожалуйста, карточку с изображением смайлика, соответствующего вашему настроению в конце урока.

- Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ

9. Домашнее задание.

Учебник : стр. 44-45, пересказ.

Рабочая тетрадь: стр. 25. № 5 .

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Презентация на тему: «Красная книга». Урок окружающего мира 1 класс В данной работе рассказывается об исчезающих видах растений и животных на территории Тамбовской области. Что может быть лучше длительного.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники» Тема: Такие разные праздники Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое экономика» Урок окружающего мира 2 класс. «Что такое экономика? I. Орг. момент Всем, всем- доброе утро! II. Самоопределение к деятельности Приём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»
Опубликовано: 11 июля 2019 в 22:33
+73Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»» (включая файлы) размещена пользователем Пронина Галина (УИ 1305634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД