Получи документы

Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения

Татьяна Дементьева
Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Публикация «Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения» размещена в разделах

Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы. Например, (строение, окрас, запах, и прочее, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдения включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение – ведущий метод. С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождём, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманом, почвой, деревьями, птицами, насекомыми и т. д. Ни для кого не секрет то, что познание окружающего мира происходит благодаря такой форме как наблюдение. Естественно, это сложное занятия для познания, так как требует тщательного внимания, при этом начинает работать мышление, речь и восприятие одновременно. Планирование наблюдений в детском саду – это специально устроенное воспитателями, планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира. Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение имеют опыт и знания малыша. И только правильная и грамотная организация наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться ребенку-дошкольнику.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задачи должны иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

В самом процессе наблюдения воспитатель обычно задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта, ребёнок должен сравнить между собой предметы, а также показать, что их может между собой связывать. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитателя, что видят дети, в тот или иной момент. Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Для этого и существует дневник наблюдений в детском саду, который ведут воспитатели вместе с детьми. Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми, обсуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми.

Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения в детском саду. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоциональное состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить крох к внимательности, развитию наблюдательности. А также способствует развитию познавательных процессов : памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, речи.

Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание детей на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами, необходимо также устраивать разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке. А для детей старших групп зачастую устраивается дежурство на участке. Всё это сказывается на развитии малыша.

Для эффективного закрепления и усвоения знаний, необходимо равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до своих воспитанников. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен подготовиться заранее.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, животными, изо деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и прочее). Поэтому составлению циклов наблюдений, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей природной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка. В нашей группе мы попытались создать условия для познавательной деятельности детей. В центре «воды и песка» дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.

Каждое утро, мы с ребятами отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки- схемы, отмечаем изменения погоды в течение дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы. На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм. В нашем уголке природы так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации.

В течение зимнего периода выращиваем лук на зелень и цветы в огороде – на окне. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

В нашей группе мы ведем схематический календарь природы за погодными и атмосферными явлениями. В старшем возрасте особое внимание уделяется наблюдениями обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Дети сравнивают, как было вечером летом, как стало осенью, зимой.

Необходимо использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона.

На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Ребята наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому. К интересным песочным изделиям мы привлекаем внимание всех детей. Предлагаем любоваться постройками, не разрушать их, учим использовать в строительстве дополнительные предметы (дощечки, камни, палочки, листья).

В дальнейшем планирую использовать в своей работе опыт передовых педагогов, новых технологий, изучать познавательную, научную литературу. И я надеюсь, что мне удастся сформировать у детей чувство красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Литература:

1. «Экологическое воспитание в детском саду»

О. А. Соломенникова Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет издательство мозаика- синтез. Москва 2009 год

2 «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада» С. Н. НиколаеваПособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Просвещение 2002 года.

3. С. Н. Николаева «юный эколог» система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет Москва Мозайка-синтез 2010 года

4. Н. В. Коломина «занятия по экологии в детском саду» Сценарий занятий. Творческий центр. Москва 2010 года

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мираЭкспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой,.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира «Любовь к родному краю, родной.

Конспект занятия познание окружающего мира «Подарки для Незнайки»Конспект занятия познание окружающего мира «Подарки для Незнайки» Конспект ОД: познавательное развитие: познание окружающего мира «Подарки для Незнайки» Цель: создавать условия для формирования представление.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Познание окружающего мира ребёнком с помощью бизибордаПознание окружающего мира ребёнком с помощью бизиборда Что собой представляет бизиборд Это игровая развивающая доска,домик, кубик,с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными.

Ребенок — природный исследователь окружающего мираРебенок — природный исследователь окружающего мира Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование,.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения
Опубликовано: 13 мая 2019 в 15:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дементьева (УИ 195453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД