Ирина Хадарова
Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хадарова Ирина Юрьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 114», г. Чебоксары
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ
На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью – профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования.
Публикация «Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.
Проблема развития образной речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и педагогическом аспектах. Лингвисты называют образной иносказательную речь, связывающую с названием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания (О. С. Ахманова, А. Н. Гвоздев). Психологи подчеркивают выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин). Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания (Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Н. С. Карпинская). В дошкольной педагогике развитие образной речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, с природой (Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, с художественной литературой и фольклором (Н. С. Карпинская, Р. И. Жуковская, О. С. Ушакова).
Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). По их мнению, ребёнку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами.
Таким образом, становиться очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспект этого вопроса с другой.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Любовь к художественному слову, русской литературе формируется у ребёнка в раннем возрасте. Чтение книг: сказок, потешек, весёлых историй, рассказов сопровождает ребёнка на протяжении всего детства. Но как познакомить ребёнка с тем или иным произведением или предметами окружающей его действительности так, чтобы это было интересно и значимо для него? Как сделать ребёнка не пассивным слушателем, а активным участником этого процесса?
Художественная литература активно используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования и является важнейшим средством развития образности речи.
Образные средства языка широко встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях и т. п.). писатели, поэты пользуются теми же словами, которые употребляют в разговорной речи, но в результате творческой работы автора эти слова приобретают особую выразительность. Слово, отдельно взятое и объективно обозначающее предмет, качество и т. п., ещё не имеет художественной окраски. Мастерство писателя состоит в том, чтобы найти такие слова, которые бы наиболее полно выразили его мысли и чувства, дать их в таких сочетаниях, чтобы они звучали убедительно, весомо, ощутимо.
Поэтому важно правильно отобрать тексты для чтения и рассказывания в детской аудитории с учетом определённых требований. Тексты должны:
иметь художественно-эстетическую ценность;
соответствовать возрастным и психологическим особенностям и интересам детей;
включать большое количество образных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д., авторских неологизмов.
Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы.
Восприятие художественной литературы, её познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только чтением, рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Стихи и тексты должны вызывать у детей определённые чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с литературой, особенно на первых этапах, оправдывает себя приём «обыгрывания», воссоздания предшествующих и последующих содержанию событий. Применение приёма «обыгрывания» при ознакомлении с художественной литературой целесообразно ещё и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определённого рода установками на развёрнутое выразительное рассказывание.
Изобразительно – выразительные средства языка, с одной стороны, расширяют возможности познавательного проникновения в явление, отображённое в произведении, и углубляют эстетическое переживание. А с другой стороны, они обогащают речь самих детей. Самостоятельное использование образной речи является показателем определённой зрелости эстетического переживания, ибо чтобы использовать в речи образ, надо его почувствовать, а для того чтобы почувствовать, надо его глубоко осмыслить.
Литература :
1. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.
2. Ушакова, О. С., Гавриш, Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш – М., ТЦ Сфера 2002.
Шевцова, Е. Е., Воробьева, Е. В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьёва — М. : Сфера, 2006