elena
Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, каждый из вас однажды может вспомнить или даже сравнить своего ребёнка, которому подойдёт описание знаменитого драгунского мальчишки, который не мог правильно произнести слово шишки.
– Неправильно! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!
– Именно, что не надо «сыски», а надо «хыхки».
– Это очень простое слово! Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки»! Вот и всё!
Неправильно произносимые звуки, замена их или пропуски в словах, замечания со стороны сверстников – всё это начинается в детстве и приносит немало хлопот ребёнку.
Публикация «Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников» размещена в разделах
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе.
Но, если всё же проблемы есть… Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняет звуки в словах, допускает множество ошибок при напечатании слов. В чём дело? Что не так? Какова причина?
Оказывается, что основная причина – это проблема со слухом у ребёнка. Вы сейчас удивитесь!
Но в логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если он нарушен или недостаточно сформировано фонематическое восприятие, всё это отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
К сожалению, отставание в формировании фонематических процессов создаёт серьёзные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.
Поэтому, мы педагоги и, конечно, вы, уважаемые родители, не должны упустить особый период развития фонематического восприятия, который приходится на возраст 4-5 лет. В этот период совершенствуется речевой слух ребёнка. В этом возрасте в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнок ещё не может правильно произносить некоторые звуки, но он может слышать ошибки в произношении у своих сверстников, сосредотачивать своё внимание на звуковом оформлении слов, что происходит ещё на неосознанном уровне: ребёнок слышит, но не может объяснить. Это говорит о том, что происходит развитие фонематической стороны речи.
Итак, чтобы понять, развит или нет фонематический слух у вашего ребёнка, можно провести самостоятельно первичную диагностику, воспользовавшись несложным тестом :
ИТАК, ВАШ РЕБЁ НОК:
1. Не узнаёт звуки разной высоты и не умеет изменять голос (не слышит себя).
2. Не выделяет лишнее слово с созвучными по акустике словами:
сосна – сосна – сосна – весна – сосна;
дочка – дочка – кочка – дочка – дочка…
3. Не может отличить одни речевые звуки от других, поэтому все слова слышит одинаково:
дом – ком – том;
пар – дар – вар…
4. Не может произнести правильно слова: вместо лапа – вапа, ландыш – андыш…
5. Не выделяет в словах первый звук и последний: сумка, мак…
Если ваш ребёнок не справился с тестом или справился с 1-2 заданиями, то ему нужна помощь педагога.
Ведь именно точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.
Поэтому, сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
Спасибо за внимание!