Светлана Лимаренко
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует равный доступ к образованию для всех категорий детей. Дети с ОВЗ имеют те же права на обучение и воспитание что и здоровые дети и главная задача ДОУ - создать оптимальные условия для реализации всех возможностей особых детей, раскрыть их потенциал.
Публикация «Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Перемены в системе образования происходят в направлении гуманизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия - это обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой дети с ОВЗ посещают те же образовательные организации, что и их нормально развивающиеся сверстники, но имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
Основной контингент детей группы компенсирующей направленности, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи: ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей.
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Все эти факторы должен учитывать воспитатель группы компенсирующей направленности при подготовке занятий.
В данном плане-конспекте представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного в процессе ознакомления их со звуками и буквами при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. На основе этого плана-конспекта предлагаю изучение всех звуков и букв русского алфавита. При выполнении предложенных в конспекте заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. При выполнении письменных работ предлагаю завести тетрадь в крупную клетку. За одно занятие не следует давать ребёнку больше 5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Цель настоящей методической разработки - формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС
Тема: «Звук и буква У»
Цель: формирование грамматически правильной и фонетически четкой речи.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- упражнять детей в усвоение звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
- учить детей четко произносить звук [У] и выделять звук в начале слова в ударной позиции.
Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого дыхания и силы голоса;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие координацию движения.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и педагога.
Оборудование: музыкальный инструмент, иллюстрированная книга «Репка», предметные картинки: утка, уши, улица, удочка, символом звука [У], карточки и кружки красного цвета,
Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
Цель: развитие слухового внимания.
Воспитатель играет на музыкальном инструменте, а ребенок с закрытыми глазами узнаёт по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».
Цель: упражнять детей в усвоении звуко-слогового ряда и закрепить понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Педагог читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке педагог задаёт детям вопросы: Кто тянул репку первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
Задание 3. Знакомство со звуком [У].
Цель: учить выделять звук в начале слова в ударной позиции
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Воспитатель знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ.
Задание 4. Фонетические упражнения.
Цель: развитие фонематического слуха.
Воспитатель предлагает произнести на плавном длительном выдохе:
– волк воет: уууууууууу.
– поезд едет: уууууууууу.
Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
– поезд приближается: ууууУУУУУУ.
– поезд удаляется: УУУУууууу.
Произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на кубике.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Цель: развитие фонематического слуха
Воспитатель предлагает произнести разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки если услышит звук [У]: у, п, у, к, в, у, у.
Задание 6. «Найди имя начинающиеся на звук У»
Цель: формирование звуко-буквенного анализа и развитие фонематического восприятия.
Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука
[У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Воспитатель объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Цель: развитие фонематического слуха и логического мышления.
Педагог читает ребенку стихотворение и просит досказать последнее слово, а затем назвать первый звук в этом слове.
Пар клубится над столом,
Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем –… (утюг)
Дядя Хлыст и тётя Нить
Простачков пошли ловить,
Одурачить простачков
Пригласили червячков - (удочка)
Задание 8. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку».
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.
Вот идет пароход —
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать. - (утюг)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? -. (утка).
Без забот и без хлопот,
На себе свой дом несет.
Нет забора! Нет калитки!
Носит домик тот –… (улитка)
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Воспитатель предлагает ребёнку картинки среди которых есть предметы начинающиеся на звук [У].
Задание 10. Выучить чистоговорки:
У-У-У – губы хоботком тяну.
У-у-у – дай трубу.
У-у-у – всех детей зову.
Задание 11. Упражнения для координации речи с движениями.
Цель: развивать фонематический слух и координацию движения.
Педагог читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки. Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух. Приседает.
Е. Благинина
Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Задание 12. Знакомство с буквой У.
Педагог объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. После этого показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У.
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке. О. Гофман
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку.); поиграть с пальчиками:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);
провести игры с буквой.