МААМ-картинки

Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки

Косыгина Ольга Анатольевна
Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной работе учителя – логопеда, встречаются у детей с ОНР разного уровня, дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Другие дети, которых большинство, имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда наряду с нарушением произношения неразвито фонематическое восприятие.

Публикация «Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет, Гласные звуки» размещена в разделах

Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являясь частью физиологического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде — в «решетке фонем».

Такие дети не узнают заданный звук в потоке звуков, в слоге, в словах. Они не могут повторить слоги или слова с оппозиционными согласными (ПА-БА, ГА-КА) уподобляя их, не различают звуки по мягкости-твердости (МА-МЯ). Им трудно назвать слова, найти картинки, выбрать предметы на заданный звук. В лучшем случае, они выбирают 1-2 предмета на заданный звук в начале слова. В старшем возрасте этим детям недоступен звуковой анализ слов даже на элементарном уровне, когда им предлагают назвать первый или последний звук в слове. Такое задание ставит ребенка в тупик, потому что ему не знакомо даже понятие «звук».

С понятием «звук» малыши должны были познакомиться на этапе узнавания неречевых звуков.

Далее идет этап формирования и развития фонематического восприятия.

Он начинается с того, что дети реагируют на правильное или неправильное звучание слова: хлопают в ладоши, если слово сказано правильно и грозят пальчиком, если оно искажено. Например: улитка-вулитка-уритка-улитка-уликта-люлитка и т. п.

Далее, дети вслушиваются в слова одинаковые (Таня-Таня, разные (Таня- Марина) и похожие (Таня-Ваня). Некоторое время дошкольники вместе со взрослыми играют в рифмовки: слушают, подбирают картинки, заканчивают стишки, сочиняют их. Все эти игры формируют слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Знакомство детей с каждым звуком начинается с гласных : А-У-И-О-Ы.

Почему?

• Их хорошо слышно, т. е. они формируют фонематическое восприятие, без которого ребенок не будет чисто и грамотно говорить.

• Они тянутся, поются, а это поможет развитию голоса. Дети ощущают вибрацию голосовых связок, учатся управлять силой голоса.

Гласные звуки – это основа слова, его база, форма. На гласных звуках держится структура слова, т. к. сколько в слове гласных - столько и слогов. Поскольку у детей часто структура слова нарушена в разной степени, то слышать гласные звуки в словах им просто необходимо.

• У гласных звуков легкая, узнаваемая артикуляция, которую дети легко воспроизводят, узнают звук по губам.

Дошкольники знакомятся с гласными А, У, И, О, Ы. Йотированные звуки ждут их в школе.

• Желательно провести дифференциацию звуков О – У, И – Ы, т. к. звучание и артикуляция этих звуков похожи.

Алгоритм знакомства с гласным звуком :

• Обращаем внимание на артикуляцию звука : А - рот широко открыт (Бегемотик, У- губы вытянуты (Слоник, И – губы в улыбке (Лягушка, О- губы колесом, Ы- губы в улыбке, нижняя челюсть немного выступает вперед. Пусть при этом дети посмотрят на себя в зеркало, друг на друга, на символ звука.

• При этом расскажем малышам, что язык ничего не делает, не мешается, просто лежит внизу у зубов или немного оттянут назад.

• Знакомим детей с голосовыми связками. Во время произнесения любого гласного звука прикладываем тыльную сторону ладони к горлу и ощущаем дрожание, вибрацию в горле. Объясняем, что там живет голосок, он работает в данный момент и поэтому звук очень громкий.

• Детям очень нравятся голосовые упражнения на гласных звуках. Можно предложить попеть звуки тихо – громко, высоко - низко, сильно-слабо.

Гласные звуки надо потянуть, попеть (имитация наматывания клубочка, растягивание резинки).

Детям с тихим и слабым голосом рекомендуется петь гласные и их сочетания с поворотом головы вправо-влево и движениями вверх-вниз.

Гласные звуки помогают развить выразительность речи. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра, эмоциональной окраски, а потом просит ребенка воспроизвести образец. Например: А – поет певица, А- показываем горло врачу, А – плачет, кричит девочка, А- укачиваем малыша, А- укололись. Аналогично с другими звуками, причем дети сами подскажут варианты и возможные ситуации, когда данный звук произносят люди.

• Выбираем гласный звук, который произносится только под ударением и четко слышен (Аня, дАй, лисА, Осень, теплО, тОчка, Умник, идУ, дУй и т. п.)

• Предлагая детям речевой материал, надо помнить, что надо развивать не только номинативный словарь (предметы, но и предикативный (глаголы) и атрибутивный (прилагательные). Даже если ребенок не может назвать сам данное трудное слово, то педагог его называет, с целью развития слухового восприятия и развития пассивного словаря ребенка. Малыш в данном случае определяет наличие в слове заданного звука.

• Вводится символ гласного звука – красный квадрат (кружок) или картинка. В подготовительной группе предлагается буква.

Задания и упражнения с гласными звуками :

• Поднять символ (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, топнуть, если услышишь звук А (У, И, О, Ы) в слове.

• Положить столько кружочков, сколько раз вы услышали звук У.

• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

• Произнести звук О столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши;

• Пение серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

• Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА; Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

• Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

• Выложить схему звукосочетаний квадратиками красного цвета с последующим его анализом. Сколько звуков слышал? Какой первый? Какой второй? Третий? Назови первый звук. Назови последний звук.

На базе гласных звуков отрабатываются такие понятия, как начало, конец и середина (слова).

• Назови первый звук в словах : аптека, улица, имя, ива, облако, азбука, узел, Игорь…

• При знакомстве со звуком И, взрослый предлагает игру «Один-много» : нужно назвать множество предметов и определить, выделить голосом звук в коне слова. Например: мак – маки, конь – кони, бак – баки, муха – мухи, нога - ноги, ветка – ветки, сумка – сумки, собака – собаки, маска – маски, каска – каски, петух – петухи, банка – банки, мяч – мячи и т. п.

• Назови последний звук в словах : лиса, иди, бегу, лицо, весы, давно, игра, весна…

• Называем (тянем, поем, выделяем голосом) звук в середине слова в коротких словах: дай, стой, дуй, сын, лис, писк, звук, нос, сок, мак и т. п.

• Дети учатся определять первый звук в слове, выкладывать символ или записывать звук буквой на схеме. Например:

Аист - _А___ Удочка - _У___ Игрушки - _И.

• Можно записать буквой последний звук в слове :

Огни - ___И_ Очки - ___И_

Хочу - ___У_ Сова - ___А_

• Назови 5 слов со звуком А (У, И,О, Ы).

Так, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать, анализировать. У них формируется и развивается фонематическое восприятие, слух, внимание, память.

Публикации по теме:

Формирование фонематического восприятия Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия - умений узнавать любой заданный.

Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия «Гуси» Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании лексических единиц со звуком «г».

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия 1. Игры на развитие слухового внимания «Узнай по звуку» Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи. Оборудование: ширма, различные.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2» Семинар-практикум для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки
Опубликовано: 23 мая 2019 в 20:27
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки» (включая файлы) размещена пользователем Косыгина Ольга Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД