Косыгина Ольга Анатольевна
Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной работе учителя – логопеда, встречаются у детей с ОНР разного уровня, дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Другие дети, которых большинство, имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда наряду с нарушением произношения неразвито фонематическое восприятие.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет, Гласные звуки» размещена в разделах
Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являясь частью физиологического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде — в «решетке фонем».
Такие дети не узнают заданный звук в потоке звуков, в слоге, в словах. Они не могут повторить слоги или слова с оппозиционными согласными (ПА-БА, ГА-КА) уподобляя их, не различают звуки по мягкости-твердости (МА-МЯ). Им трудно назвать слова, найти картинки, выбрать предметы на заданный звук. В лучшем случае, они выбирают 1-2 предмета на заданный звук в начале слова. В старшем возрасте этим детям недоступен звуковой анализ слов даже на элементарном уровне, когда им предлагают назвать первый или последний звук в слове. Такое задание ставит ребенка в тупик, потому что ему не знакомо даже понятие «звук».
С понятием «звук» малыши должны были познакомиться на этапе узнавания неречевых звуков.
Далее идет этап формирования и развития фонематического восприятия.
Он начинается с того, что дети реагируют на правильное или неправильное звучание слова: хлопают в ладоши, если слово сказано правильно и грозят пальчиком, если оно искажено. Например: улитка-вулитка-уритка-улитка-уликта-люлитка и т. п.
Далее, дети вслушиваются в слова одинаковые (Таня-Таня, разные (Таня- Марина) и похожие (Таня-Ваня). Некоторое время дошкольники вместе со взрослыми играют в рифмовки: слушают, подбирают картинки, заканчивают стишки, сочиняют их. Все эти игры формируют слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Знакомство детей с каждым звуком начинается с гласных : А-У-И-О-Ы.
Почему?
• Их хорошо слышно, т. е. они формируют фонематическое восприятие, без которого ребенок не будет чисто и грамотно говорить.
• Они тянутся, поются, а это поможет развитию голоса. Дети ощущают вибрацию голосовых связок, учатся управлять силой голоса.
• Гласные звуки – это основа слова, его база, форма. На гласных звуках держится структура слова, т. к. сколько в слове гласных - столько и слогов. Поскольку у детей часто структура слова нарушена в разной степени, то слышать гласные звуки в словах им просто необходимо.
• У гласных звуков легкая, узнаваемая артикуляция, которую дети легко воспроизводят, узнают звук по губам.
• Дошкольники знакомятся с гласными А, У, И, О, Ы. Йотированные звуки ждут их в школе.
• Желательно провести дифференциацию звуков О – У, И – Ы, т. к. звучание и артикуляция этих звуков похожи.
Алгоритм знакомства с гласным звуком :
• Обращаем внимание на артикуляцию звука : А - рот широко открыт (Бегемотик, У- губы вытянуты (Слоник, И – губы в улыбке (Лягушка, О- губы колесом, Ы- губы в улыбке, нижняя челюсть немного выступает вперед. Пусть при этом дети посмотрят на себя в зеркало, друг на друга, на символ звука.
• При этом расскажем малышам, что язык ничего не делает, не мешается, просто лежит внизу у зубов или немного оттянут назад.
• Знакомим детей с голосовыми связками. Во время произнесения любого гласного звука прикладываем тыльную сторону ладони к горлу и ощущаем дрожание, вибрацию в горле. Объясняем, что там живет голосок, он работает в данный момент и поэтому звук очень громкий.
• Детям очень нравятся голосовые упражнения на гласных звуках. Можно предложить попеть звуки тихо – громко, высоко - низко, сильно-слабо.
• Гласные звуки надо потянуть, попеть (имитация наматывания клубочка, растягивание резинки).
Детям с тихим и слабым голосом рекомендуется петь гласные и их сочетания с поворотом головы вправо-влево и движениями вверх-вниз.
• Гласные звуки помогают развить выразительность речи. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра, эмоциональной окраски, а потом просит ребенка воспроизвести образец. Например: А – поет певица, А- показываем горло врачу, А – плачет, кричит девочка, А- укачиваем малыша, А- укололись. Аналогично с другими звуками, причем дети сами подскажут варианты и возможные ситуации, когда данный звук произносят люди.
• Выбираем гласный звук, который произносится только под ударением и четко слышен (Аня, дАй, лисА, Осень, теплО, тОчка, Умник, идУ, дУй и т. п.)
• Предлагая детям речевой материал, надо помнить, что надо развивать не только номинативный словарь (предметы, но и предикативный (глаголы) и атрибутивный (прилагательные). Даже если ребенок не может назвать сам данное трудное слово, то педагог его называет, с целью развития слухового восприятия и развития пассивного словаря ребенка. Малыш в данном случае определяет наличие в слове заданного звука.
• Вводится символ гласного звука – красный квадрат (кружок) или картинка. В подготовительной группе предлагается буква.
Задания и упражнения с гласными звуками :
• Поднять символ (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, топнуть, если услышишь звук А (У, И, О, Ы) в слове.
• Положить столько кружочков, сколько раз вы услышали звук У.
• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
• Произнести звук О столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши;
• Пение серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
• Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА; Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
• Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
• Выложить схему звукосочетаний квадратиками красного цвета с последующим его анализом. Сколько звуков слышал? Какой первый? Какой второй? Третий? Назови первый звук. Назови последний звук.
На базе гласных звуков отрабатываются такие понятия, как начало, конец и середина (слова).
• Назови первый звук в словах : аптека, улица, имя, ива, облако, азбука, узел, Игорь…
• При знакомстве со звуком И, взрослый предлагает игру «Один-много» : нужно назвать множество предметов и определить, выделить голосом звук в коне слова. Например: мак – маки, конь – кони, бак – баки, муха – мухи, нога - ноги, ветка – ветки, сумка – сумки, собака – собаки, маска – маски, каска – каски, петух – петухи, банка – банки, мяч – мячи и т. п.
• Назови последний звук в словах : лиса, иди, бегу, лицо, весы, давно, игра, весна…
• Называем (тянем, поем, выделяем голосом) звук в середине слова в коротких словах: дай, стой, дуй, сын, лис, писк, звук, нос, сок, мак и т. п.
• Дети учатся определять первый звук в слове, выкладывать символ или записывать звук буквой на схеме. Например:
Аист - _А___ Удочка - _У___ Игрушки - _И.
• Можно записать буквой последний звук в слове :
Огни - ___И_ Очки - ___И_
Хочу - ___У_ Сова - ___А_
• Назови 5 слов со звуком А (У, И,О, Ы).
Так, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать, анализировать. У них формируется и развивается фонематическое восприятие, слух, внимание, память.