Получи документы

Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ

Юлия Устинова
Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы семинара – практикума:

Теоретическая часть

1. Уточнить значение понятия ЗОЖ.

2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. Выявить особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.

3. Перечислить формы работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ

4. Физкультурный досуг как форму работы с дошкольниками по формированию представлений о ЗОЖ.

Публикация «Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ» размещена в разделах

5. Уточнить педагогические условия проведения физкультурного досуга

Практическая часть

Теоретическая часть

1. Уточнить значение понятия ЗОЖ

Задачи, которые ставит ФОП перед воспитателями, являются:

• воспитывать осознанное отношение к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;

формировать возрастосообразные представления и знания в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

формировать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;

• воспитывать активность, самостоятельность, самоуважение, коммуникабельность, уверенность и другие личностные качества;

• приобщать к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях физического развития и саморазвития детей;

формировать основные гигиенические навыки, представления о здоровом образе жизни

В рамках семинара-практикума, мы хотим сформулировать определение ЗОЖ. И предлагаем с вашей помощью выбрать определение понятия ЗОЖ, которое наиболее четко отражает содержание работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни.

Что такое здоровый образ жизни?

- Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

- Здоровый образ жизни – это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни и основанный на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

- Здоровый образ жизни - это поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.

В философской науке элементы здорового образа жизни следующие:

• Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков

Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена).

• Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.

Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.

Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес, с учётом возрастных и физиологических особенностей.

Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

• Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Мы видим, что ЗОЖ – это сложный феномен и требует междисциплинарного изучения.

Попытаемся выделить и сформулировать факторы, влияющие на здоровье человека, имеющие прямое отношение к работе по формированию ЗОЖ в детском саду : (у нас получилось 6 факторов.

- состояние и степень здоровья человека (состояние не болезни, правильной работы всего организма)

- сбалансированное питание.

- двигательная деятельность, спорт, полноценный отдых - режим дня,

- степень психологического комфорта

- состояние окружающей среды и принятые санитарно-гигиенические нормы (в быту, в труде, в общественной жизни)

- необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, причинно-следственные связи. (если я буду есть много сладкого, то у меня заболят зубы)

2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. Выявить особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ в ФОП представлено в ОО «Физическое развитие»,

Работа в этом направлении рекомендована уже с 1 младшей группы. Требования программы изменяются в соответствии с возрастными группами. Анализируя содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ, мы видим, что элементарные представления о ЗОЖ углубляются и расширяются в соответствии с возрастом и психическим развитием ребенка.

В группе раннего возраста: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.

В младшем возрасте педагог поддерживает стремление ребенка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила).

В среднем возрасте педагог уточняет представления детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга и другое, способствует пониманию детьми необходимости занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Формирует первичные представления об отдельных видах спорта.

В старшем возрасте: педагог продолжает уточнять и расширять представления детей о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное питание, выбор полезных продуктов, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе). Формировать представления о разных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон, плавание, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, лыжный спорт и другие) и выдающихся достижениях российских спортсменов, роли физкультуры и спорта для укрепления здоровья. Уточняет и расширяет представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем и оборудованием) и учит их соблюдать в ходе туристских прогулок. Продолжает воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и окружающих (соблюдать чистоту и правила гигиены, правильно питаться, выполнять профилактические упражнения для сохранения и укрепления здоровья).

В подготовительной к школе группе: педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах, положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья; разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис, синхронное плавание и другие, спортивных событиях и достижениях отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем, оборудованием, во время туристских прогулок и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие; воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей.

Формируя представления дошкольников о ЗОЖ мы закладываем специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.

Однако, рассматривая категорию «образ жизни» по отношению к ребенку дошкольного возраста, необходимо учитывать социальный статус ребенка и его возрастные особенности: в обществе дошкольник является потребителем различных благ; в системе его потребностей присутствуют потребности «существования» и «удовольствия»; потребности «совершенствования» еще не определены, и не могут быть реализованы из-за несформированности эмоционально-волевой сферы; ребенок не может самостоятельно повлиять на условия жизни и составляющие структуры образа жизни; он полностью зависит от окружающих взрослых, которые принимают участие в его воспитании и образовании – родителей и (или) других членов семьи, педагогов, врачей. Другими словами, открытый для воспитательного воздействия, доверчивый, наивный и неосторожный ребенок в отношении своего здоровья повторяет действия авторитетных для него взрослых, близких или педагогов, которые он наблюдал или испытал, не задумываясь при этом об их результативности, правильности и целесообразности.

Поэтому алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

3. Перечислить формы работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ

Какие формы психолого-педагогической работы по формированию представлений о ЗОЖ вы можете назвать?

ООД по ознакомлению с окружающим, Физкультурные занятия, тематические досуги и праздники, проведении физкультминуток, минуток релаксации, различных видов гимнастики.

Какие виды детской деятельности наиболее продуктивны при работе по формированию представлений о ЗОЖ? (трудовая и продуктивная деятельность, игра)

4. Рассмотрим физкультурные досуги как форму работы по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).

Итак, Физкультурный досуг :

1. является ярким примером ЗОЖ, эмоционально воспринятым, запоминающимся

2. формой ООД, закрепляющей двигательные умения и навыки детей

3. формирует правильную мотивационно-потребностную составляющую

4. воспитывает эмоционально-волевую сферу детской психики

5. при определенной организации может стать формой работы с родителями и влиять на формирование ЗОЖ как семейной ценности

5. Педагогические условия и программные рекомендации проведения физкультурного досуга

Рекомендации ФОП по проведению

Физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья начинаются с младшего возраста.

Досуги и праздники могут быть направлены на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, включать подвижные игры народов России.

Младшая группа:

Физкультурных досугов :

• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 20 – 25 минут

Дни здоровья 1 раз в квартал. (игры на свежем воздухе, физкультурные досуги, спортивные упражнения, прогулки – экскурсии).

Средняя группа:

Физкультурных досугов и праздники : могут участвовать зрителями в старших группах.

Физкультурные праздники :

• 2 раза в год, продолжительностью 1-1,5 часа

Досуг :

• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 20 – 25 минут

Дни здоровья

• 1 раз в квартал. (игры на свежем воздухе, физкультурно – оздоровительные мероприятия).

Старшая группа:

Физкультурных досугов и праздники :

Физкультурные праздники :

• 2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов

Досуг :

• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 30 - 40 минут

Дни здоровья

• 1 раз в квартал. (оздоровительные мероприятия и туристические прогулки).

Туристические прогулки и экскурсии:

Педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами - на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30 - 40 минут, общая продолжительность не более 1,5 - 2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.

Подготовительная группа:

Физкультурных досугов и праздники :

Физкультурные праздники :

• 2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов

Досуг :

• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 40 - 45 минут

Дни здоровья

• 1 раз в квартал. (оздоровительные мероприятия в том числе физкультурные досуги и туристические проулки).

Туристические прогулки и экскурсии: организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и организации санитарных стоянок

Педагог организует пешие прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35 - 40 минут, общая продолжительность не более 2 – 2,5 часов. Время непрерывного движения 20 - 30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. В ходе туристкой прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей разных профессий.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения, а также в помещении.

При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи :

Мы хотели бы вместе с вами определить какому дошкольному возрасту соответствуют следующие примерные задачи проведения ФД?

(Рассматриваем младший, средний и старший возраст)

1. Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления (в младшем дошкольном возрасте)

2. Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Учить активному отдыху. (в старшем дошкольном возрасте)

3. Приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Воспитывать потребность быть здоровым. (в среднем дошкольном возрасте)

Напомним структуру физкультурного досуга, она соответствует структуре занятия по физическому воспитанию:

- Вводная часть (приветствие команд)

- Основная часть (соревнование команд)

- Заключительная часть (итоги)

В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

физкультурные праздники : структура

- открытие (парад участников, показательные выступления)

- массовая часть (игры, эстафеты, где участвуют все дети)

- итоги, награждение, закрытие

4. Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. ("Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".)

В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные.

Таким образом, уместно планировать физкультурный досуг как итоговое мероприятие недели.

Практическая часть.

Мы хотели бы вместе с вами потренироваться в определении темы физкультурного досуга по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. (Придумать название ФД в микрогруппах и кратко его содержание)

Вывод:

Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников происходит во всех режимных моментах. Но своеобразным экзаменом по представлениям и навыкам здорового образа жизни может явиться тематический физкультурный досуг. Данная форма организации воспитательно-образовательного процесса наиболее точно отражает психологический алгоритм формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, а, следовательно, имеет огромное значение в работе по данному направлению.

В заключение семинара – практикума мы хотим поблагодарить участников за работу и пожелать дальнейших творческих успехов.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представленийТеатрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека физкультурных минуток по ФЭМП для старших дошкольниковКартотека физкультурных минуток по ФЭМП для старших дошкольников Физкультурные минутки являются одним из необходимых составляющих любой образовательной деятельности. Цель проведения физкультурной минутки-повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ
Опубликовано: 18 октября 2024 в 11:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Устинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД