Юлия Устинова
Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы семинара – практикума:
Теоретическая часть
1. Уточнить значение понятия ЗОЖ.
2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. Выявить особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.
3. Перечислить формы работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ
4. Физкультурный досуг как форму работы с дошкольниками по формированию представлений о ЗОЖ.
Публикация «Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
5. Уточнить педагогические условия проведения физкультурного досуга
Практическая часть
Теоретическая часть
1. Уточнить значение понятия ЗОЖ
Задачи, которые ставит ФОП перед воспитателями, являются:
• воспитывать осознанное отношение к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
• формировать возрастосообразные представления и знания в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
• формировать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитывать активность, самостоятельность, самоуважение, коммуникабельность, уверенность и другие личностные качества;
• приобщать к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях физического развития и саморазвития детей;
• формировать основные гигиенические навыки, представления о здоровом образе жизни
В рамках семинара-практикума, мы хотим сформулировать определение ЗОЖ. И предлагаем с вашей помощью выбрать определение понятия ЗОЖ, которое наиболее четко отражает содержание работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Что такое здоровый образ жизни?
- Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
- Здоровый образ жизни – это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни и основанный на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
- Здоровый образ жизни - это поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.
В философской науке элементы здорового образа жизни следующие:
• Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков
• Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена).
• Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
• Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.
• Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес, с учётом возрастных и физиологических особенностей.
• Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
• Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Мы видим, что ЗОЖ – это сложный феномен и требует междисциплинарного изучения.
Попытаемся выделить и сформулировать факторы, влияющие на здоровье человека, имеющие прямое отношение к работе по формированию ЗОЖ в детском саду : (у нас получилось 6 факторов.
- состояние и степень здоровья человека (состояние не болезни, правильной работы всего организма)
- сбалансированное питание.
- двигательная деятельность, спорт, полноценный отдых - режим дня,
- степень психологического комфорта
- состояние окружающей среды и принятые санитарно-гигиенические нормы (в быту, в труде, в общественной жизни)
- необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, причинно-следственные связи. (если я буду есть много сладкого, то у меня заболят зубы)
2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. Выявить особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ в ФОП представлено в ОО «Физическое развитие»,
Работа в этом направлении рекомендована уже с 1 младшей группы. Требования программы изменяются в соответствии с возрастными группами. Анализируя содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ, мы видим, что элементарные представления о ЗОЖ углубляются и расширяются в соответствии с возрастом и психическим развитием ребенка.
В группе раннего возраста: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.
В младшем возрасте педагог поддерживает стремление ребенка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила).
В среднем возрасте педагог уточняет представления детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга и другое, способствует пониманию детьми необходимости занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Формирует первичные представления об отдельных видах спорта.
В старшем возрасте: педагог продолжает уточнять и расширять представления детей о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное питание, выбор полезных продуктов, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе). Формировать представления о разных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон, плавание, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, лыжный спорт и другие) и выдающихся достижениях российских спортсменов, роли физкультуры и спорта для укрепления здоровья. Уточняет и расширяет представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем и оборудованием) и учит их соблюдать в ходе туристских прогулок. Продолжает воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и окружающих (соблюдать чистоту и правила гигиены, правильно питаться, выполнять профилактические упражнения для сохранения и укрепления здоровья).
В подготовительной к школе группе: педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах, положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья; разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис, синхронное плавание и другие, спортивных событиях и достижениях отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем, оборудованием, во время туристских прогулок и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие; воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей.
Формируя представления дошкольников о ЗОЖ мы закладываем специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.
Однако, рассматривая категорию «образ жизни» по отношению к ребенку дошкольного возраста, необходимо учитывать социальный статус ребенка и его возрастные особенности: в обществе дошкольник является потребителем различных благ; в системе его потребностей присутствуют потребности «существования» и «удовольствия»; потребности «совершенствования» еще не определены, и не могут быть реализованы из-за несформированности эмоционально-волевой сферы; ребенок не может самостоятельно повлиять на условия жизни и составляющие структуры образа жизни; он полностью зависит от окружающих взрослых, которые принимают участие в его воспитании и образовании – родителей и (или) других членов семьи, педагогов, врачей. Другими словами, открытый для воспитательного воздействия, доверчивый, наивный и неосторожный ребенок в отношении своего здоровья повторяет действия авторитетных для него взрослых, близких или педагогов, которые он наблюдал или испытал, не задумываясь при этом об их результативности, правильности и целесообразности.
Поэтому алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
3. Перечислить формы работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ
Какие формы психолого-педагогической работы по формированию представлений о ЗОЖ вы можете назвать?
ООД по ознакомлению с окружающим, Физкультурные занятия, тематические досуги и праздники, проведении физкультминуток, минуток релаксации, различных видов гимнастики.
Какие виды детской деятельности наиболее продуктивны при работе по формированию представлений о ЗОЖ? (трудовая и продуктивная деятельность, игра)
4. Рассмотрим физкультурные досуги как форму работы по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.
Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).
Итак, Физкультурный досуг :
1. является ярким примером ЗОЖ, эмоционально воспринятым, запоминающимся
2. формой ООД, закрепляющей двигательные умения и навыки детей
3. формирует правильную мотивационно-потребностную составляющую
4. воспитывает эмоционально-волевую сферу детской психики
5. при определенной организации может стать формой работы с родителями и влиять на формирование ЗОЖ как семейной ценности
5. Педагогические условия и программные рекомендации проведения физкультурного досуга
Рекомендации ФОП по проведению
Физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья начинаются с младшего возраста.
Досуги и праздники могут быть направлены на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, включать подвижные игры народов России.
Младшая группа:
Физкультурных досугов :
• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 20 – 25 минут
Дни здоровья 1 раз в квартал. (игры на свежем воздухе, физкультурные досуги, спортивные упражнения, прогулки – экскурсии).
Средняя группа:
Физкультурных досугов и праздники : могут участвовать зрителями в старших группах.
Физкультурные праздники :
• 2 раза в год, продолжительностью 1-1,5 часа
Досуг :
• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 20 – 25 минут
Дни здоровья
• 1 раз в квартал. (игры на свежем воздухе, физкультурно – оздоровительные мероприятия).
Старшая группа:
Физкультурных досугов и праздники :
Физкультурные праздники :
• 2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов
Досуг :
• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 30 - 40 минут
Дни здоровья
• 1 раз в квартал. (оздоровительные мероприятия и туристические прогулки).
Туристические прогулки и экскурсии:
Педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами - на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30 - 40 минут, общая продолжительность не более 1,5 - 2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.
Подготовительная группа:
Физкультурных досугов и праздники :
Физкультурные праздники :
• 2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов
Досуг :
• 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительность 40 - 45 минут
Дни здоровья
• 1 раз в квартал. (оздоровительные мероприятия в том числе физкультурные досуги и туристические проулки).
Туристические прогулки и экскурсии: организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и организации санитарных стоянок
Педагог организует пешие прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35 - 40 минут, общая продолжительность не более 2 – 2,5 часов. Время непрерывного движения 20 - 30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. В ходе туристкой прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей разных профессий.
Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения, а также в помещении.
При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи :
Мы хотели бы вместе с вами определить какому дошкольному возрасту соответствуют следующие примерные задачи проведения ФД?
(Рассматриваем младший, средний и старший возраст)
1. Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления (в младшем дошкольном возрасте)
2. Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Учить активному отдыху. (в старшем дошкольном возрасте)
3. Приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Воспитывать потребность быть здоровым. (в среднем дошкольном возрасте)
Напомним структуру физкультурного досуга, она соответствует структуре занятия по физическому воспитанию:
- Вводная часть (приветствие команд)
- Основная часть (соревнование команд)
- Заключительная часть (итоги)
В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.
физкультурные праздники : структура
- открытие (парад участников, показательные выступления)
- массовая часть (игры, эстафеты, где участвуют все дети)
- итоги, награждение, закрытие
4. Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. ("Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".)
В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные.
Таким образом, уместно планировать физкультурный досуг как итоговое мероприятие недели.
Практическая часть.
Мы хотели бы вместе с вами потренироваться в определении темы физкультурного досуга по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. (Придумать название ФД в микрогруппах и кратко его содержание)
Вывод:
Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников происходит во всех режимных моментах. Но своеобразным экзаменом по представлениям и навыкам здорового образа жизни может явиться тематический физкультурный досуг. Данная форма организации воспитательно-образовательного процесса наиболее точно отражает психологический алгоритм формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, а, следовательно, имеет огромное значение в работе по данному направлению.
В заключение семинара – практикума мы хотим поблагодарить участников за работу и пожелать дальнейших творческих успехов.