НАЗАРОВА АЛЕСЯ АРКАДЬЕВНА
Зимняя сказка в музыке. Занятие по образовательной области «Музыкальное искусство» для детей старшей группы (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗИМНЯЯ СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Занятие по образовательной области «Музыкальное искусство»
для детей старшей группы (5 – 6 лет)
Программные задачи: формировать умения выразительно, заинтересованно слушать и воспринимать произведения классической, современной музыки; развивать общие и специальные музыкальные способности, психологические процессы (воображение, музыкальную память, музыкальное мышление, эмоционально позитивное отношение к музыкальному творчеству; воспитывать желание познавать музыкальное искусство, импровизировать.
Публикация «Зимняя сказка в музыке, Занятие по образовательной области „Музыкальное искусство“ для детей старшей группы (5–6 лет)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Материал и оборудование: аудиозаписи: пьесы «Побегаем» К. Вебера, П. И. Чайковского «Времена года. Зима» («Февраль. Масленица»); бумажные снежинки, мультимедийная установка.
Предварительная работа: прослушивание произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима» («Февраль. Масленица», формирование у детей умения правильно применять приёмы звукоизвлечения и игры на музыкальных инструментах, разучивание стихотворения С. Есенина «Поет зима - аукает»; применение музыкально-педагогической технологии по методике М. Картушиной; разучивание зима песни «Пришла», муз. Ю. Верижникова; разучивание игры «Ледяные ворота».
Ход занятия
Под музыку «Побегаем» К. Вебера дети вбегают на носочках в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель
Муз. рук. Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Надеюсь, настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю время не терять, а скорее друг другу здравствуй сказать.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Дети держатся за руки и улыбаются друг другу
Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Педагог обращает внимание детей на экран.
На экране слайды с изображением картин зимы
Муз. рук. У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
М. Сычева
Ребята, посмотрите на удивительные картины зимы.
Расскажите, какая зима?
Инструментальное творчество
Дети читают стихотворение «Поет зима - аукает» С. Есенина. Чтение стихов сопровождается показом слайдов о зиме.
1. Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
2. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
3. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
4. А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
5. И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Муз. рук. Ах, какая красивая, но холодная зима. Я немного замерзла, а вы? Погреемся немножко.
Самомассаж “Да, да – наступили холода”
модель М. Картушиной, муз. И. Болдыревой.
Используется поступенное движение мелодии вверх и вниз в диапазоне чистой кварты.
Да-да-да-да – наступили холода.
(Потереть ладошками друг о друга.)
Да-да-да-да – превратилась в лёд вода.
(Мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз.)
Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду.
(Указательными пальцами помассировать крылья носа.)
Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши.)
Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы.
(Приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть.)
Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (Погрозить пальцем.)
Муз. рук. Ребята, согрелись? Мы увидели зиму. А вы знаете, что зиму можно услышать? И скоро мы её услышим.
Дети садятся на стульчики.
Дети слушают произведение
П. И. Чайковского «Времена года. Зима»
(миниатюру «Февраль. Масленица»)
Муз. рук. Какие чувства у вас возникли после прослушивания произведения? (Чувства радости). Оказывается, с чувством радости связан и темп этого музыкального произведения. Он быстрый или медленный? (Быстрый.) Мелодия плавная или плясовая? (Плясовая) П. Чайковский и представлял весёлый праздник для детей и взрослых Масленицу. Мы видели, как проходит масленица в нашем детском саду. (Пекут блины, подают сладости, танцуют, поют. Дети играют вместе со взрослыми, сжигают чучело зимы и водят хоровод вокруг костра.)
Дети повторно прослушивают отрывок произведения
Муз. рук. Вы услышали радостную мелодию, под которую хочется веселиться и плясать. Спасибо композитору за музыку, которая поднимает настроение. Ззима бывает не только холодная и вьюжная, но и нарядная, радостная и праздничная.
Я предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес, чтобы послушать зимние звуки и увидеть всю красоту зимнего леса. Все готовы? (Да) Тогда ритмично повторяйте за мной слова и движения.
Ритмическое упражнение «Отправляемся в поход»
Собираться нам пора. (Хлопают в ладоши.)
В путешествие, друзья. (Хлопают по коленям.)
Ждёт нас Зимушка – Зима. (Руки полочкой, пальчик к щеке, качают головой.)
Ждут метели, ждут снега. (Моторчик, руки верхи в стороны.)
Ждут нас дальние края. (Козырёк вправо и влево.)
И глубокие моря. (Плывут.)
А теперь закрой глаза. (Закрыть глаза.)
Мы приехали! Ура! (Похлопать в ладоши и потопать ножками.)
Во время игры воспитатель по ковру раскладывает снежинки
Муз. рук. Мы с вами очутились на зимней лесной полянке, посмотрите, сколько вокруг зима оставила красивых снежинок. Они такие лёгкие, пушистые и очень хрупкие, мы пройдём на зимнюю полянку и изобразим в движениях снежинки.
Танцевальное творчество
Музыкальный руководитель произносит текст.
Дети импровизируют в танце
Кружатся снежинки
В воздухе морозном. (Кружение на носочках.)
Падают на землю кружевные звёзды.
(Медленно присесть, показать плавное падение снежинок.)
Вот одна упала на мою ладошку.
(Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку.)
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!
(Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой.)
Муз. рук. Ребята, посмотрите, все снежинки такие красивые, белоснежные, но им так одиноко лежать на земле, у них совсем нет друзей. Каждой снежинке мы пропоём свою песенку, а потом сложим их в корзинку и заберём с собою в детский сад.
Песенное творчество «Песенка для снежинки»
Звучит фонограмма метели.
Муз. рук. Ребята, вы слышите? Может быть, налетел лёгкий летний ветерок? Пусть каждый из вас сейчас подует на свою ручку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели. (Дети дуют.) Слышите, ветер дует всё сильнее и сильнее. Мы голосом и рукой изобразим завывание зимнего ветра. Воспитатель и музыкальный руководитель вместе с детьми, глиссандируя голосом на звук – «у», изображают зимний ветер. Рукой «рисуют» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури».
(Фонограмма метели заканчивается и звучит «Колыбельная» Н. А. Римского-Корсакова.)
Муз. рук. Вот и закончилась вьюга, с неба посыпался мягкий и пушистый снег. (Илюстрация «снежного» неба.) Мы тихо-тихо на носочках пройдём по тропинке и присядем на стульчики, чтобы ничего не нарушило тишину в природе.
Дети садятся на стульчики
Сядьте ровно, расправьте плечики и разогреем наше горлышко после прогулки в холодном зимнем лесу.
Распевка «Снег густой»
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,
Снег посыпался густой.
Ай-яй-яй, ай-яй-яй,
Ты рукой его поймай.
Муз. рук. Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами разучили песню о зиме, давайте с вами её споём. Но мы будем не просто петь, а ещё и озвучим проигрыш игрой на музыкальных инструментах. (Воспитатель раздаёт инструменты.)
Дети исполняют песню
«Пришла зима», муз. Ю. Верижникова
Муз. рук. Мы с вами хорошо поработали и пофантазировали, а теперь можно немного отдохнуть и поиграть, а игра наша называется «Ледяные ворота».
Игра «Ледяные ворота»
Ледяные ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз разрешается,
А на третий раз – заморозим вас!
Муз. рук. Нам пора возвращаться. Что особенно вы запомнили? (ответы детей). Мы еще раз улыбнемся друг другу. Порадуемся Зимушке-Зиме. А Зимушка-Зима передала вам подарки – цветные снежинки. Выбирайте себе снежинку, цвет которой соответствует вашему настроению.
Дети покидают музыкальный зал.