Надежда Верещагина
Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр.
▼ Скачать + Заказать документы
“ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ”
конспект праздника спортивных игр с родителями
Цель: знакомить детей с играми народов Севера.
Задачи:
1. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель.
2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.
Публикация «Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр,» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Подвижные игры. Сценарии развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
3. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, уважение к народам Севера, их традициям и обычаям.
4. Способствовать сплочению семьи путём проведения совместных игр.
Предварительная работа: Воспитатель беседует о коренных жителях Севера: Ханты и Манси. Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера: ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.
Инвентарь: 6 пластины. 3 ориентира, снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт., макеты нарт – 4 шт., имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт., маска «Хейро» (солнца, маска Совы.
Ход праздника Подвижных игр
Инструктор встречает детей в спортивном зале, украшенном в соответствии с тематикой праздника.
Инструктор:
В мечтах лечу, лечу,
В страну снегов и льдинок,
Увидеть там хочу
Рождение снежинок.
Мой Север — мой кумир,
Сейчас закрою веки:
И мне волшебный мир
Запомнится навеки.
Ира Куприянова
Дорогие ребята! Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по Северу. Ну что, готовы в путь? (гаснет свет, идёт презентация про Север)
Дети: Да!
Инструктор: (комментарий к презентации)
Ребята! А Вы знаете, в каком крае и в округе мы живем? СЛАЙД 1. Да, мы с вами живем в замечательном крае, в красивом Ханты-Мансийском округе. СЛАЙД 2-5. Здесь очень красивая природа, много богатств. А как он называется одним словом? (Югра)
Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси) СЛАЙД 6-7-8. Сегодня мы узнаем немного о их жизни, о интересных их играх. А сделаем мы это в виде соревнований.
А сейчас внимание, вопрос? Как Вы думаете чем занимаются народы Ханты и Манси (ответы)
-Все дети народов Ханты и Манси имитируют игры и действия взрослых в быту и в жизни, которое пригодятся в дальнейшей жизни оленеводов, охотников, рыболовов и просто жителей тайги. А там где живут народности севера Ханты и Манси очень много препятствий и конечно же их нужно преодолевать.
- Большую часть своей жизни ханты и манси живут в лесу и питаются тем, что дает им лес. Что можно найти в лесу съедобное? СЛАЙД 9-10-11. Все это называют дикоросами (назвать слайд и перечислить картинку)
- Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени. СЛАЙД 12. Они дают им мясо, молоко. Являются средством передвижения. Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян. СЛАЙД 13 Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой (ответы детей)
ЧИТАЮ СТИХ
Рады взрослые и дети
Когда беленький как снег,
В стаде первый олененок
Появляется на свет.
Когда появляются оленята, для народов севера - это праздник новых надежд на благополучие всего года. На празднике проводят игры и песни.
- это игра «Ловля Оленей»
- Прыжки через нарты-сани
- Полярная сова и евражки (грызун)
- В поисках Хейро (солнце)
- Кроме того, что олени дают мясо и молоко, из их шкур ханты и манси делают дома. А как называется дом, в котором живут ханты и манси? СЛАЙД 14. «ЧУМ» (Слайд 14а)
-Дом построили. Оленя поймали. Запрягли в упряжку и СЛАЙД 15…поехали. А вот куда поехали…
На речку. СЛАЙД 16. Зачем? Ханты и манси замечательные рыбаки. СЛАЙД 17.
- Рыбкой запаслись. Пора и на охоту. Охотник должен быть сильным и ловким. СЛАЙД 18
- Быть сильным для охотника важно, т. к ему часто приходится в поисках добычи, проходить большие расстояния по глубокому снегу на лыжах. СЛАЙД 10.
Инструктор: Сегодня на нашем празднике подвижных игр присутствуют родители….представители малочисленных народов севера ханты и манси – Уляшева Елена Курманбаковна, бабушка Уляшевой Марии. Предоставляем ей слово…
говорит бабушка (продолжение презентации с 21 слайда)
Бабушка (приветствует гостей на родном языке) : Вуща вула» (северный диалект, «Пытя вэл» (восточный диалект) — «Здравствуй, живи!».
…презентация…
Бабушка: Вот такой замечательно-необыкновенный наш край – Ханты-Мансийский автономный Округ. Могучий, бескрайний Север.
Инструктор: Елена Курманбаковна, вы столько знаете, стольким поделились с нами… может быть, вы проведёте с нами несколько игр? Мы будем рады. (бабушка заранее подготовлена)
(из числа родителей выбрать помощников).
1 задание: Бег по кочкам.
На старте 3 участника. У каждого в руках 2 пластины (имитация кочек). По сигналу участники кладёт 1 пластину на пол, встают на неё ногами, затем кладут вторую пластину, переходят на неё, перекладывая первую пластину вперёд и переходя на неё и так до конца болота. Кто вперед справиться с заданием.
( инвентарь: 6 пластины. 3 ориентира)
2 задание: Охота на оленей.
На старте по 2 команды. По сигналу 1 участники бегут до отметки, садятся на голень. Берут в руки теннисный мяч (шар, снежок или др.) и с расстояния 3 м метают в оленя. Бегут к команде, передавая эстафету следующему игроку. (руки вверх, значит закончили игру)
( инвентарь: снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт.)
Инструктор: Молодцы! Отлично справились и со 2 заданием!
3 задание: Юкагирская игра «Нарты-сани»
Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)
( инвентарь: макеты нарт – 4 шт.)
4 задание: Катание на оленьих шкурах.
На старте 2 команды. На полу перед стартом лежит оленья шкура (покрывала). По сигналу двое родителей в каждой команде берутся за края шкуры, а по 1 участнику из команды (садятся на шкуру спиной к извозчику, которые тянут вперед шкуру до своего жилища (чума - сделанного из ватмана, либо до оленя). Высаживают и так до тех пор, пока вся команда не будет перевезена.
( инвентарь: имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт.).
Инструктор: Молодцы, прекрасно покатались!
Бабушка: Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце».
4 задание: Подвижная игра «Хейро». (ведущим берём родителя)
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!». Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)
Правила игры. Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Последнее задание: Полярная сова и евражки (грызуны) (ведущим так же можем взять родителя)
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Инструктор: Вот и справились мы со всеми заданиями и играми Елена Курманбаковна.
Бабушка: Замечательно справились!
Инструктор: А путешествие по Северу подошло к концу. О каких играх народов Севера вы узнали? Вам понравились новые игры, которые провела Е. К.? Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!
Бабушка: А я хочу подарить вам на память эти магнитики (магнитики с тематикой ХМАО)