Ираида Иванова
Конспект занятия «Животные и птицы мордовского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Животные и птицы мордовского края.
Цель: уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края.
Задачи:
- ознакомление детей с птицами, животными, обитающими в Мордовии;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки «Лесные животные», карточки схемы, «Птицы», разрезные на 4 части картинки с изображением животных: лисы, волка, ежа, зайца, белки.
Ход занятия:
Вводная беседа о Мордовии.
Воспитатель:
Публикация «Конспект занятия „Животные и птицы мордовского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Ребята, кто знает, как называется республика, в которой мы живем?
- А как называется город, в котором мы с вами живем?
- Сегодня я вам расскажу о жизни животных, которые обитают в мордовском крае.
- Какие животные живут в лесу?
- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.
-А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан).
В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек.
Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок.
В лесах Мордовии живут и лоси.
Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев. Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности. Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.
Игра «Будь внимателен».
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать.
- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка)
- Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (Кабан)
- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (Лиса)
-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (Медведь)
Воспитатель:
- В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.
Эти животные занесены в «Красную книгу». Это особая книга, в нее внесены растения, животные и птицы, которых осталось очень мало и они могут совсем исчезнуть и погибнуть. Их надо охранять!
- Ребята вы знаете, почему книга «красная»? Красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.
Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!
Мордовская подвижная игра «Горшочек»
- Сейчас мы поиграем в одну мордовскую народную игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. Она называется «Горшочек».
Содержание и правила игры.
Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым, становится за спиной «горшочка».
Дидактическая игра «Размышлялка»
Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает выполнить задания.
-Как можно назвать, одним словом всех тех, кто изображен в верхнем ряду? (дикие животные)
-Какое животное не обитает в лесах Мордовии? (слон)
- Кто лишний в нижнем ряду? (попугай)
- Назови всех хищных животных? (лиса, тигр)
Воспитатель:
- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это - птицы. Говорить мы будем о птицах, которые живут в наших краях.
- Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
- Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
- В республике Мордовия живут ласточки, грачи, скворцы, ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли и др.
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц Мордовии.
Воспитатель:
- Ребята, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?
-Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет?
(сорока)
-Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде
У нее птенцы в гнезде?
(клест)
- В лесу темно, все спят давно,
Одна птица не спит, на суку сидит
Мышей сторожит.
(сова)
-Кого называют санитаром леса
(дятел)
- Грудка ярче, чем заря,
У кого?
(у снегиря)
Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Ребенок выбирает карточку с изображением птицы. Объясняет свой выбор
Синичка-сало
Снегирь-рябина
Клест-шишка
Дятел-насекомые
Голубь-семечки
Дидактическая игра «Сложи картинку» (разрезные на 4 части картинки с изображением животных: лисы, волка, ежа, зайца, белки)
Воспитатель:
- Пусть всегда слышатся их голоса, а мы с вами будем помогать нашим пернатым друзьям.
- Вспомните, как мы помогаем птицам зимой?
(развешиваем кормушки, подкармливаем)
-…а летом? (не позволяем разорять гнезда, стрелять из рогатки, бросать в птиц камнями)
-…а весной? (развешиваем скворечники, раскладываем на видных местах кусочки ваты, ткани для постройки гнезд)
Воспитатель:
- Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.
Все - все, все на свете нужны!
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников: злых и свирепых.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Все- все, на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Итог:
-Чем мы сегодня занимались?
-Что нового узнали?
Воспитатель:
Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.