Галина Прелова
Опыт работы по программе «Здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый малыш
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой. В детском саду перед нами стоит цель - это укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, развитие личности ребенка. А главный фактор развития личности- активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность ребенка. Двигательная активность ребенка - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Публикация «Опыт работы по программе „Здоровый малыш“» размещена в разделах
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
-физкультурные досуги
-спортивные праздники
Утро в наших группах начинается с утренней гимнастики и ритмической гимнастики.
Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика и ритмика проходят под музыку. Их проводят музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре через день. Используем разные виды гимнастики:
- игровую
- сюжетную
- ритмическую.
Дети, которые еще не разделись, а находятся в раздевальной комнате, быстрее раздеваются и "включаются" в деятельность коллектива без слов. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается, капризы исчезают, поведение стабилизируется.
В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Ежедневно проводим гимнастику после сна.
Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.
- Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и тела. По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается полотенцем.
В течение дня неоднократно проводим различные подвижные игры, как в группе, так и на улице. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
- пальчиковая гимнастика с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Физкультурно – динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Физкультурные занятия 3 раза в неделю: 2 – в зале и 1 занятие на улице. Занятия проводятся в соответствии с основной общеобразовательной программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием хорошо проветривается помещение, и младшие воспитатели моют пол. Дети занимаются в спортивной форме.
В зимний период ходим на лыжах и участвуем в соревнованиях между детскими садами. Ходим в походы в разное время года, устраиваем дни здоровья.
Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с родителями
• анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей);
• индивидуальные беседы, консультации.
Родители принимают активное участие в спортивных соревнованиях, развлечениях и праздниках.
В процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам:
• осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни;
• наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях;
• обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
Несмотря на достигнутые результаты необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующих на многофакторном анализе внешних взаимодействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.