Рауза Тахташева
Здоровьесбережение в дошкольном образовательном процессе
В. А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым – значит дать ему всю полноту жизненных радостей».
Ни для кого не секрет, что у большинства людей пассивные установки на здоровый образ жизни : они знают как его вести, и даже согласны, что заботиться о своём здоровье необходимо, но при этом его не ведут. Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Публикация «Здоровьесбережение в дошкольном образовательном процессе» размещена в разделах
Сегодня во всех дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить и обогатить здоровье детей.
Вырастить здорового ребёнка – вот, что самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам. Здоровье ребёнка, его полноценное физическое развитие – это основа формирования личности. Ведь здоровье – состояние полного социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Это качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов.
С самых ранних лет необходимо вовлекать ребёнка в процесс сохранения и укрепления своего здоровья, формировать его активность, заинтересованность в саморазвитии.
Постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребёнок научится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, поступки, мысли.
Для формирования знаний о ценности здорового образа жизни в нашем детском саду используются различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, закаливающие процедуры и бодрящая гимнастика после сна, физические минутки и т. д. В данные формы работы привлекаются также и родители. В рамках бесед о профилактике заболеваний, очень полезно рассказать детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
Соблюдение профилактических процедур не будет иметь смысла, если у ребёнка не сформировано понятие сути выполняемых «ритуалов здоровья». Дети должны осознавать, почему зимой надо тепло одеваться, нельзя часами купаться в речке, пить холодную воду и т. д. Взрослым очень важно разъяснять детям весь путь развития заболеваний.
Уже к четырём годам детям необходимо объяснить, что такое микробы. Рассматривая энциклопедии с иллюстрациями, на которых изображены простейшие микроорганизмы, ребёнок начинает понимать, что маленькие живые существа настолько малы, что на кончике иглы их помещается очень большое количество. Микробы бывают добрыми и злыми. Именно из-за добрых микробов молоко превращается в кефир или в йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и помогают переварить пищу. А злые микробы питаются самим человеком, если их в организме много, человек начинает болеть.
Наши дети должны расти здоровыми. Болезненный, отстающий в развитии ребёнок, быстро утомляется, у него низкая работоспособность, неустойчивое внимание. А здорового ребёнка легче растить, учить, воспитывать. У него быстрее формируются умения и навыки.
Воспитание здорового образа жизни, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении даёт возможность, при благоприятной работе педагога совместно с родителями и детьми, опираясь на современные здоровьесберегающие технологии, успешно решать задачи по укреплению и сохранении здоровья детей.
Литература
1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. – СПб., 1995-2000.
2. Логинова В. Е., Бабаева Т. И. Детство. Программа развития воспитания детей в детском саду. – СПб. :Акцент. 2005. – 224 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : Вако, 2004. – 296 с.