Надежда Золотарева
Здоровьесбережение педагога посредством участия в театрализованной деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В статье поднимается проблема здоровьесбережения педагога в современном обществе, дается определение и признаки эмоционального выгорания, характеризуются внутренние и внешние ресурсы психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Представлен опыт работы театрализованного коллектива педагогов МДОУ детского сада № 23 "Радость" г. Серпухова как формы борьбы с эмоциональным выгоранием.
Публикация «Здоровьесбережение педагога посредством участия в театрализованной деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В современном обществе эмоциональное выгорание педагога является одной из наиболее распространенных преград к профессиональзму, творчеству и самореализации педагога. Исследования психолога Н. А. Аминова показали, что уже через 20 лет педагогической деятельности эмоциональному выгоранию подвергается подавляющее большинство педагогов.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к воспитанникам, коллегам; к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.
Сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из основных задач в работе ДОУ. Но важно также сохранять и укреплять здоровье педагога.
Ведь психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т. к. главным инструментом воспитателя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Именно поэтому, сегодня детские сады как никогда нуждаются в психогигиене - системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса, особенно педагогов.
У каждого человека имеются определенные ресурсы (способы психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях) борьбы с эмоциональным выгоранием. Выделяют внутренние и внешние ресурсы.
Внутренние (личностные) ресурсы включают в себя знания, умения, навыки, опыт, способности, тип нервной системы, т. е. физические, психические, духовные особенности человека.
К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
В нашем дошкольном учреждении одним из способов борьбы с эмоциональным выгоранием педагога выступил театр. Театр взрослых и детей.
Исцеляющее воздействие такого сотворчества в ходе театрализованных постановок связано прежде всего с тем, что психологическое состояние участников действа начинается для них в ситуации защищенности от всех разочарований и эмоционального напряжения, сопровождаемой переживанием радости в игре.
Актеры театральной труппы, начиная уже с репетиций, переживают яркие эмоциональные впечатления, связанные с новой ролью, возможностью «примерить» на себя необычный образ персонажа, проиграть несвойственную в обычной жизни модель поведения.
Яркость, неповторимость роли достигается путем проигрывания этюдов, позволяющих «нащупать» разные варианты передачи характера своего героя, его мимики, движений, речи.
Постигая искусство перевоплощения, педагог получает заряд хорошего настроения, положительных эмоций, новых впечатлений, переключается от переживаний, негативных состояний, восстанавливает внутренние душевные силы.
Театральный коллектив многофункционален. Каждый может попробовать себя в разных качествах.
Огромные возможности для проявления творчества, фантазии, юмора дает работа сценариста-режиссера. Режиссерское видение – особый дар, дар решения основных вопросов театральной постановки – Для чего? Что? Как?
Режиссер выбирает тему и сюжет спектакля. Здесь большим подспорьем для нас выступает чудесный мир сказок. Кроме того, режиссерское видение включает в себя трактовку образов-характеров, выбор и использование декораций, подбор актеров, необходимость звукового оформления, композиционное построение действий спектакля. Режиссер синтезирует в себе все составляющие театральной постановки. Педагог-режиссер пребывает в особом состоянии поиска, игры воображения, реализации новых возможностей.
Музыкальный редактор в нашем театре незаменим. Украшением любого спектакля является музыка. Музыкальный спектакль всегда яркий, эмоциональный. Музыка подчеркивает общее настроение действа, усиливает характеристики персонажей, «заражает» и завораживает. Звукорежиссер, погружаясь в мир музыкальных образов, получает ни с чем не сравнимый заряд удовольствия и радости.
Работа гримера – целое искусство, интересное, непростое и очень ответственное. Ведь удачный грим – залог хорошей игры актера. Гример в театре – это художник, экспериментатор, визажист, фотограф. А значит, новые задумки, пробы, фантазия и удовлетворенность полученным результатом. Ведь в итоге получается новый яркий образ.
В нашем театре есть художник по костюмам. Костюм делает образ героя сказки полным, законченным, подчеркивает характер, отражает историческую эпоху, социальный статус. Работа художника по костюмам интересна и многообразна: от подбора готовых костюмов, собирательного костюмирования (из того, что есть) до пошива нового.
Какой же спектакль без декораций? В современных театрах в декорациях наблюдается минимализм. Но согласитесь, декорации – незаменимый атрибут театральной сцены. А в детском саду декорации просто необходимы. Они украшают спектакль, создают атмосферу театрального действия, погружают в новую действительность, показывают реальное и фантастическое пространство, дополняют композицию, поясняют сюжет. Декоратор в нашем коллективе способен творить настоящие чудеса, используя любые, на первый взгляд, неподходящие предметы, создавая мышиную норку, домик Мухи-цокотухи или пышный королевский дворец.
А еще в нашем театре есть рабочие сцены и суфлер. И все это обычные педагоги, которые нашли в театральном коллективе хобби, возможность уйти от рутины, разнообразить свою жизнь, проявить творчество, попробовать себя в новом качестве и избежать эмоционального выгорания.
У нашего театра благодарные зрители – это наши воспитанники. Сколько радости доставляет малышам узнавание в герое сказки своей воспитательницы. Старшие дошкольники кроме сюжета и героя уже могут оценить игру актера. И оценка эта всегда «отлично!». А это еще один плюс к эмоциональному здоровью педагога.
В качестве зрителей нашего театра выступают и другие педагоги, которые в процессе действия также погружаются в волшебную атмосферу театрального искусства, отвлекаясь от проблем, заряжаясь хорошим настроением, положительными эмоциями, сочувствуя и сопереживая, наблюдая за своими коллегами в новом качестве и испытывая желание тоже, возможно, попробовать себя в какой-нибудь новой роли. Новые впечатления, искренние слезы, заразительный смех также ставят барьер эмоциональному выгоранию.
Так в чем же состоит ценность театра педагогов в стенах дошкольного учреждения? В педагогике, как и в любом искусстве, необходимо умение посмотреть друг на друга со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Участники единого театрального коллектива – это разрушение стен непонимания, это счастливое обретение новых друзей. Партнеры на сцене лучше понимают друг друга в жизни. Они партнеры во всем, они переживают общие чувства: тревоги – перед спектаклем, радости – в финале, чувство опустошения – после спектакля, как от потери чего-то дорогого и близкого. И снова все ждут новых репетиций, а значит, и новых радостей творческого общения. Именно общение, обретение новых друзей, отвлечение от житейских проблем является главным для участников театрального коллектива. Сцена способна изменять. Зажатость, неуклюжесть, испуг новичков сменяется раскрепощенностью, эмоциональностью, уверенностью в себе. Снимаются многие проблемы коммуникации, комплексы, к педагогу приходит уверенность, происходит сближение с детьми.
Таким образом, театрализованная деятельность педагогов в ДОУ решает следующие задачи:
• Реализация творческого потенциала.
• Нивелирование последствий эмоционального выгорания, снятие эмоционального напряжения.
• Сплочение коллектива в процессе решения творческих задач.
• Самовоспитание таких профессиональных качеств, как позитивное мировосприятие, эмоциональная культура, творческий подход к педагогической деятельности в целом.
• Формирование навыков актерского и режиссерского мастерства.
А. С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми…». Нашим педагогам театр подарил счастье!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения / Авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Психология здоровья : учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003.
3. Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы : Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
4. Шепель В. М. Как жить долго и радостно. – М. : АНТИКВА, 2006.
5. Эффективный учитель / Авт. -сост. О. М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.