Вера Винивитина
Из опыта работы по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая деятельность дошкольников- игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.
Публикация «Из опыта работы по театрализованной деятельности» размещена в разделах
В последние годы все больше детей страдают общим недоразвитие речи: их словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, планирование высказываний затруднено, нарушена последовательность изложения
Поэтому уже со средней группы я решила взять тему по самообразованию- «Влияние театрализованной деятельности на развитие детей»
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся окружающим миром через звуки, краски, образы. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано свободно.
Сегодня когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, очень важной задачей остается- приобщение детей к театрализованной деятельности через устное народное творчество- сказки, потешки, скороговорки, чистоговорки. Для себя я поставила конкретные цели расширить психолого-педагогические знания в области данной темы. Изучить педагогическую литературу, систематизировать наглядный материал по данной теме. Наметила ряд вопросов:
1 Русские сказки в развитии детской эмоциональности.
2Театрализованные игры в развитии детской эмоциональности
3 Классификация театрализованных игр
4 Формы работы. Изучила много литературы по данной теме
В средней группе я старалась научить детей активизировать познавательный интерес, развить зрительное и слуховое внимание. Участвуя в играх драматизациях дети научились согласовывать свои действия, перевоплощаться в образ героя и жить его жизнью. Используя атрибут- буть то шапочка, фартук, маска ребенок начинает символизировать типичные свойства героя с помощью интонации, жестов, мимики, движений. Очень дети любят играть в настольный театр игрушек используем при этом фабричные игрушки, самоделки, из природного материала, кружки кофейные. Здесь фантазия не ограничена, главное что бы устойчиво стояли
В процессе своей работы я использовала занятия по театрализованной деятельности под редакцией Мохалевой. В свободное время, во время занятий и прогулок я старалась включать элементы из сказок, стихов, потешек. Например: «Ох! Красивый теремок- очень, очень он высок», «Кошки-мышки», «Тень, тень-потетень». Очень дети любят принимать участие в сказках драматизациях. Когда надевали на себя костюмы и при помощи эмоции жестов перевоплощались в образ героя. Уже со средней группы я очень много использовала пальчиковых игр, этюды на выражение страданий и печали, радости.
Для полноценной работы с детьми я приготовила наглядный материал. А именно, настольные театры «репка», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Теремок», на фланелеграфе по сказке «Под грибком»., «Крылатый, мохнатый да масляный», «рукавичка» пальчиковый театр По мимо этих театров я приготовила стеновые театры, пиктограммы. Очень детям нравится наглядно- практический прием –Моделирование. Кроме того в группе создана театрализованная зона, доступная детям
В старшей группе я разработала программу которая была ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
В программе систематизированы средства и методы театрально- игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
Для достижения данной цели я поставила перед собой комплекс задач:
1. Поддержать интерес у детей к театрализованной игре, желание участвовать
2. Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр.
3. Развивать фантазию, творческие способности, мышление, память.
4. Развивать навыки диалогической и монологической речи.
5. Пополнять словарь лексикой.
6. Учить сочетать речь и движения.
7. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику рук.
8. Привлекать детей к режиссерской работе.
Составление программы основывалось на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих особенностей ребенка. Во время работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Это интегрированная программа, которая состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет- с детьми старшей и подготовительной групп.
Занятия строятся на основе развивающих, творческих игр.
1 раздел «Театральная игра»- направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками.
2 раздел «Ритмопластика»- включает в себя комплексные, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые развитие естественных психомоторных способностей.
3 раздел»Культура и техника речи» В этот раздел включены игры, развивающие связанную речь
4 раздел» Работа над спектаклем»
Не мало важную роль я отвожу перспективному планированию на весь учебный год, в котором отражены театральные игры, ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем.
Например работая на спектаклем «Волк и козлята» была проведена большая предварительная работа, поставлены образовательные, коррекционные и воспитательные цели. Так как я работаю на логопедической группе, стараюсь проводить углубленную работу по развитию речевого творчества, привлекать малоактивных, застенчивых детей
Все обучение я провожу по этапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового. театра и постановки спектакля.
На мой взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности
Работа над любой темой проходит несколько этапов. Например по теме «Сказка ложь, да в ней намек» На 1 этапе я детям загадываю несколько загадок по сказкам и они отгадывают (сдобный, пышный круглощекий, у него румяный бок, убегает по дорожке и зовется колобок)
2 этап «назови сказку» Предлагаю иллюстрацию с изображением персонажей из разных сказок и дети должны угадать
3 этап «Расскажи сказку» Для этого предлагаю им схем
4 этап «Нарисуй и расскажи сказку»
5 этап «Покажи сказку» Например по сказке «Красная шапочка» дети самостоятельно подбирают пиктограмму, которая по его мнению отражает характер и эмоциональное состояние героя (маски-эмоции)
6 этап «Что будет если» детям предлагаю иллюстрации из двух сказок и предлагаю подумать как будет изменяться сюжет в связи с изменением ситуации (медведь с Машенькой сидит на пеньке и подходит волк)
7 этап Сочиняем сказку
Велико значение театрализованных игр для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Наконец театрализованная игра является средством самовыражения и самоорганизации ребенка. Работа моя строится в тесном содружестве с музыкальным руководителем, воспитателем по ИЗО, логопедом Я считаю, что работа по данной теме позволила мне повысить свой педагогический уровень