Юлия Тимофеева
Здоровьесбережение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесбережение детей с ОВЗ
Автор: Тимофеева Ю. А
Организация: МБДОУ «Светлячок»
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, гибкости, силы).
Публикация «Здоровьесбережение детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Цели: Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ путём внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Воспитание у ребёнка осмысленного отношения к своему здоровью, повышение его сопротивляемости.
помощи здоровьесберегающих технологий.
Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
Сформировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения и обогащения здоровья детей c ОНР. Оздоровление детей, освоение и выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
В своей ежедневной оздоровительной работы с детьми я использую:
Соблюдение двигательного режима:утреннюю гимнастику; гимнастику после сна; подвижные и малоподвижные игры; физкультурные минутки; пальчиковую гимнастика; артикуляционную гимнастику; самомассаж; Су-Джок терапию и прогулку на свежем воздухе.
• Оздоровительные мероприятия по профилактике заболевания в группе проводится включая: Режим проветривания; гимнастика для глазрелаксация; профилактика гриппа (чесночная или ароматерапия) дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия, хождение по «дорожкам здоровья»; комплекс упражнений на коррекцию осанки
• Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной
• Бодрящая гимнастика
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в группе проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы
Направлены на снятие напряжения с нервной системы ребенка, на его успокоение, расслабление, чтобы на занятии улучшить его работоспособность. Они предполагают постепенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы речевого аппарата
• Физкультминутки
Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышления детей повышая умственную работоспособность. В холодную погоду, использую «Пятиминутку» пробежка по коридору для снятия напряжения.
Прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, оптимизирует двигательную активность детей.
Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.
• «Зрительная гимнастика» Использование ИКТ
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. «Зрительная гимнастика»
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы в целом
Этот вид гимнастики выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции.
Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение.
Для развития глазодвигательной функции использую настенный тренажёр, который способствует улучшению координации движения глаз снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение.
• Использование атрибутов (игрушек, картинок и т. д.) и без них.
Для поддержания интереса детей при проведении гимнастики мы используем мелкие индивидуальные предметы, картинки, сигнальные метки и по словесным указаниям выполняются упражнения. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, предмет должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде.
• Использование художественного слова.
Каждому упражнению я стараюсь придать игровой характер. Очень часто использую гимнастики в стихах, так как словесные инструкции в стихотворной форме очень легко воспринимаются и с удовольствием выполняются детьми.
• Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Массаж специальным шариком Су-джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Ребенок прокатывая шарик, воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Детям такая гимнастика нравиться.
В группе разработаны картотеки:
• Пальчиковой гимнастики
• Дыхательной гимнастики
• Артикуляционной гимнастики
• Картотека подвижных игр
• Упражнения для глаз
• подобраны Пиктограммы для закрепления основных физических упражнений
• Работа с родителями
Один из действенных методов в работе с семьей — применение наглядной агитации. В приёмной имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. И консультаций по здоровьюсбережению детей.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию.
Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательнойподготовленности их ребёнка. Привлекаю родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.
Литература:
1. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
2. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. ,2002.
3. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
5. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
6. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.