Каченюк Тамара Васильевна
Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в раннем возрасте. Здоровье наших детей вызывает особую обеспокоенность, т. к. здоровье нации напрямую связано с будущим страны. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В настоящее время дошкольными образовательными учреждениями уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые напрвленны на решение одной из главных задач – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Основным направлением в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий. Однако в отличие от взрослого ребенок не станет думать и заботиться о своем здоровье. Необходима технология формирования культуры здорового образа жизни, соответствующая возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их саморазвитие и самосохранение. Организация занятий по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей предусматривает активную самостоятельную, интеллектуальную и практическую деятельность воспитателя и детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование культурно гигиенических навыков способствует правильному развитию и воспитанию ребёнка как личности. Именно поэтому внедрение современных здоровьесберегающих технологий просто жизненно необходимо. Рассмотрим подробнее особенности применения наиболее часто используемых технологий по здоровьюсбережению в дошкольных образовательных учреждениях.
В детских садах широко используются, как в повседневной деятельности, так и на специальных занятиях физминутки, которые способствуют снятию быстрой утомляемости, повышающие последующую работоспособность при сложной умственной деятельности, которая особенно свойственна маленьким детям. Комплекс обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса, туловища и ног.
Также в процессе работы с детьми широко используются пальчиковые игры, поскольку они дают возможность воспитателям и родителям играть с детьми, радовать их, развивать мелкую моторику и речь. Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается способность сосредотачиваться и внимательность. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Воспитанники с удовольствием повторяют за взрослыми движения и текст, так как малышам очень нравятся персонажи пальчиковых игр: зайчик, медвежонок и мышка.
Подвижные игры и оздоровительные физические упражнения для ребёнка необходимо подбирать с учётом особенностей психического и физического развития, двигательных навыков. Одной из самых эффективных форм занятий является игра. Основу двигательной активности составляют игры с гимнастической палочкой и мячом, ходьба, преодоление различных препятствий, лазание и др. Воспитателю самому необходимо показывать упражнения, сравнивая при этом с движениями животных или сказочных персонажей. Усложнять задания нужно постепенно, только после того как ребенок овладеет более простыми упражнениями.
Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, так как играют огромную роль в их всестороннем физическом развитии. Их можно проводить на улице, в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах. Игры развивают не только физически, но и умственно. Они воздействуют на все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Особенно полезны и эффективны игры на свежем воздухе: улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, стимулируют работу мозга, что способствуют более быстрому и правильному росту формирующегося детского организма. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры - короче, степень нагрузки - меньше, участие взрослого - активнее [3, с. 21].
Одним из наиболее важных моментов укрепления организма ребенка дошкольного возраста является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует формированию полезной привычки начинать день с утренней разминки, проявлению определённых волевых навыков. Утренняя гимнастика усиливает кровообращение, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение. Также в комплекс утренней гимнастики необходимо включать различные упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Такие упражнения помогают предупредить возникновение плоскостопия у детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10 минут на воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий. На занятиях, требующих сосредоточенного внимания и связанных с длительным сидением в однообразной позе, с целью предупреждения утомления, проводятся физкультминутки.
Дети с большим удовольствием обучаются точечному самомассажу. Интенсивное воздействие на кончики пальцев и на другие части тела стимулирует прилив крови, что благоприятствует физическому здоровью, психоэмоциональной устойчивости, тонизирует организм, повышает функциональную деятельность головного мозга. Обучение простейшим массажным приёмам необходимо проводить в игровой форме. Дети сами выполняют массаж и одновременно являются персонажами сказки. Они могут быть медвежонком, петушком или весёлым зайчиком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Большую роль для дошкольников в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения играют релаксационные упражнения. Умение расслабиться помогает детям не только снять напряжение, но и снять возбуждение, сконцентрировать внимание. Расслабление дети достигают путём специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь и входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об можно судить по внешнему виду ребё нка: ровное ритмичное дыхание, спокойное выражение лица, вялые послушные руки, которые тяжело падают, сонливое состояние, у некоторых может появится зевота и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Особую роль в вопросах охраны и укрепления здоровья детей играет взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями воспитанников:
- беседы и консультации по вопросам здоровьесбережения;
- участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях;
- информационные стенды о медицинской профилактической работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
В работу с детьми необходимо включать дыхательные упражнения, они не только укрепляют дыхательную мускулатуру, но и способствуют очищение слизистой дыхательных путей, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Дыхательная гимнастика, как правило, проводится в форме веселых и увлекательных игр. Эти упражнения не только приносит пользу здоровью, но и помогает интересно организовать время ребенка. Очень важно, чтобы воспитанники дышали полной грудью, а не поверхностно. Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, необходимо объяснить ребенку, что вдох важно через нос, а выдох должен быть плавным и длительным.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях используются различные здоровьесберегающие технологии, включающие в себя целый комплекс различных игр, упражнений и закаливающих мероприятий. Каждая из этих технологий имеет свои отличительные особенности и положительные стороны, но их объединяет то, что они являются важным средством сбережения детского здоровья.