Татьяна Бормотова
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От хорошего самочувствия, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои мысли.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Воспитание привычки к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников имеет общее название “здоровьесберегающие технологии”.
Рассмотрим, как эта вопрос освещается разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников.
Т. И. Осокина выделяет такие задачи:
• охрана жизни.
• укрепление здоровья.
• совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
• повышение работоспособности.
М. А. Васильева предусматривает:
• охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы,
• совершенствование функций организма ребенка,
• полноценное физическое развитие,
• воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности,
• формирование положительных нравственно-волевых черт личности.
Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач:
• охрана и укрепление здоровья,
• полноценное физическое развитие,
• своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений,
• совершенствование всех функциональных систем организма.
Основной общеобразовательной программой в нашем детском саду является «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Также в своей работе пользуемся методиками Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия с детьми», Л. Н. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет», Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Основными из условий внедрения здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду являются: оснащение деятельности детей мебелью и оборудованием, подобранными с учётом санитарных и психолого-педагогических требований, создание условий для самостоятельной двигательной активности; организация различных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников. Вся эта работа осуществляется комплексно с участием педагогических работников : воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Работа по здоровьесбережению ведется по следующим направлениям:
• сохранение и стимулирование здоровья,
• обучение здоровому образу жизни,
• элементы коррекции.
Направление по сохранению и стимулированию здоровья включает следующие технологии : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, игры малой подвижности – в групповом помещении.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения, поэтому релаксация под звуки спокойной классической музыки, звуков природы так важна.
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-7 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, ходьба по массажной дорожке, обширное умывание.
Направление обучения здоровому образу жизни включает в себя: утреннюю гимнастику, НОД: физическая культура, самомассаж, активный отдых.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физическая культура проводятся 3 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Регулярно в учреждении проводятся физкультурный и музыкальный досуги. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. Коррекционное направление включает артикуляционную гимнастику, музыкотерапию, сказкотерапию, арттерапию.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее “поставить” правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. При использовании музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используется музыка для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.). Также музыка используется перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
Сказкотерапия. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят “олицетворять” их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, пальчиковый театр, игрушки бибабо, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, так как придуманная ребёнком сказка, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами до конца не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Арттерапия, как способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека. Арттерапия в нашем ДОУ включает в себя рисование, лепку, аппликацией, оригами и т. д. Сюда же входят музыкальные и танцевальные игры, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-многое другое. Исходя из вышесказанного, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы с родителями : открытые занятия; педагогические беседы и консультации; совместные досуги, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература
1. Алямовская В. Г. Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении» : инновационный аспект: лекции 5–8. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2010 — 124 c.
2. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1986.- 125 с.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986. С 3-7
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.