Булатова Вера Сергеевна
Загадки планеты Земля. Кораллы. Конспект образовательного мероприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы деятельности
1. Мотивирование детей на деятельность
Воспитатель заходит в группу с аквариумом, ставит его на стол и раскладывает кружочки разного цвета по 2 штуки (самоклеющиеся или на лентах диаметр 5-6 см, в середине стола стоит круглый аквариум с кораллами на дне и плавающим аквалангистом - исследователем (либо проводит опыт по выращиванию кораллов).
Когда дети собрались воспитатель здоровается с детьми:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Сергеевна. Я очень рада, что оказалась у вас в гостях (вас сегодня видеть, с вами познакомиться). Интересно мне, а зачем тут появился аквариум? А вам, ребята? Какие будут предположения?
Включить аудиозапись обращения аквалангиста – исследователя: «Ребята, Большой Барьерный риф на грани вымирания. Я приглашаю вас на исследовательские работы в свою лабораторию»
- Ну что, ребята, примем приглашение? Но сначала предлагаю пройти посвящение в исследователей.
- А сейчас дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Вместе мы сила, вместе едины
Мы, дошколята, непобедимы.
Ура, ура, ура!
- Теперь, мои юные исследователи, мы готовы. В путь? В лабораторию.
(идём к коврографу Воскобовича – это наша лаборатория. Здесь стоят на столе кораллы.)
Дети собираются вокруг воспитателя и наблюдают
Дети отвечают
Дети посвящают друг друга, приклеивая кружочки друг другу на грудь. Берутся за руки и говорят речёвку
2. Актуализация представлений и умений Кто знает, что это такое? (Это коралл.) Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем! А теперь возьмите коралл и рассмотрите каждый свой коралл. Что вы о нем можете сказать? какого он цвета? Какой формы? Какая у него поверхность?
Причудлив и красив собой
Подводный камень, не земной.
Неторопливо он растет,
Годами рифы создает.
Он без садовника возник,
Природы сказочный цветник.
Широко раскинулся ветвями,
Чуждый неба, звуков и лучей,
Целый лес кораллов под волнами,
В глубине тропических морей. (В. Мирясова)
Дети берут коралл и рассматривают его
3. Проблемная ситуация (нет необходимых знаний, умений) Ребята, сейчас я вам покажу как же растёт коралл. В океане есть большие острова строителями которых являются маленькие существа, чей размер не превышает булавочную головку. Это коралловые полипы – полупрозрачные столбики со щупальцами на конце. Тело у полипа очень нежное поэтому для своей защиты он строит маленькую известняковую ячейку, которую называют чашечкой. Сначала полип приклепляется к поверхности скалы под водой и от него отпочковывается новый полип (размножение). Когда старый полип погибает, живые полипы продолжают размножаться. Так происходит формирование коралла. Так слой за слоем нарастает коралл, и из них в океане образуются острова и рифы, которые напоминают сказочное королевство. Некоторые полипы живут небольшими семействами. Именно они с давних времён стали причиной промысла кораллов. Их известковые стержни бывают красивого белого, розового и красного цвета.
(Воспитатель по ходу разговора составляет схему роста кораллов). Кто хочет составить схему своего коралла? Дети составляют свою схему на коврографе (несколько детей)
4. «Открытие» нового знания (способа действий) - Молодцы, справились.
- Сейчас мы отправимся выращивать свой коралл. Место в лаборатории, де выращивают кораллы, как вы думаете может называться?
Ответы детей…
Воспитатель: (варианты ответов на высказывания детей) интересный вариант, кто ещё как думает, именно так, как здорово что ты знаешь. А кому интересно узнать? (называется коралловой фермой). Но сначала нам нужно разделиться на пары. Помните в начале занятия мы посвящали друг друга в исследователей. Посмотрите на себя и подумайте, что нужно сделать. Какие вы внимательные! Теперь я уверена, что у вас всё получится. Поддержим друг друга?
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Вместе мы сила, вместе едины
Мы, дошколята, непобедимы.
Ура, ура, ура!
Делятся на пары
5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний ребёнка -Сейчас мы с вами пришли на коралловую ферму. Будем выращивать свой неповторимый коралл. А как вы думаете, мои юные лаборанты, что нужно чтобы коралл вырос? (солнечный свет, температура и химический состав воды, приближённые к среде обитания кораллов). С водой у нас всё отлично. А вот солнечного света не хватает.
Нарисуем жёлтый круг
После лучики вокруг
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит
На детей и на цветы
Солнце смотрит с высоты
Чтоб росли скорее
Их теплом согреет
Мне кажется, мы готовы. Приглашаю вас сесть за рабочие места. Ребята, у вас работа вдвоём. На рабочем месте лежит планшет и детали коралла. Кто помнит как они называются. (полипы). Умничка. Какая у тебя хорошая память. Я удивлена. Выбирайте, что вам нужно и фантазируйте. Пока вы работаете, я тихонько расскажу кто же обитает в коралловых лесах. (Звучит музыка моря, дети выполняют работу).Вокруг коралловых рифов кипит жизнь. Там обитают одни из самых красивых жителей нашей планеты. Рыбы всех форм и размеров с пятнами и полосками. Они постоянно меняют окраску, маскируясь среди окрашенных в яркие тона кораллов. Названия рыб необычны: рыба-кузовок, рыба-топорик, рыба-ангел, рыба-бабочка, рыба-хирург, рыба-ласточка, рыба-ёж, рыба-попугай, рыба-клоун и др. Также там обитают крупные хищники – акулы, угри, барракуды, мурены (змеевидные хищные рыбы). Среди коралловых рифов можно встретить кольмаров, морского конька, осьминогов, морских звёзд, актинию, морских ежей. На коралловых рифах живут гигантские моллюски. В их раковине можно мыться, как в ванне. Лабиринты коралловых джунглей для обитающих в них животных то же, что и леса для зайцев, лис, медведей… Они находят здесь убежище, здесь они выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику – рисуют солнышко в воздухе
Дети составляют на планшете свой коралл парами
6. Осмысление
(рефлексия)
Самостоятельная деятельность детей. Когда дети закончили, воспитатель:
- Молодцы, ребята. Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось. Какие красивые кораллы у вас выросли. Вы настоящие исследователи океана. Теперь наши кораллы готовы отправиться в естественную среду обитания. Как вы думаете куда? Вы правы, в океан, море.
Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? для чего мы выращивали коралл? Зачем нам это нужно было? Какие были трудности? Как мы с ними справлялись?
Дети несут свои работы в оформленное место (либо к проектору. Либо на коврик)