Елена Харченко
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Аннотация: данная статья посвящена теоретическому исследованию особенностей использования здоровьесерегающих технологий, описаны наиболее успешно реализуемые педагогические технологии, а также условия и направления педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: здоровьесбережение, педагогические технологии, дошкольное образование.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного образования важнейшими задачами по-прежнему являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической и оздоровительной работы на основе интеграции всех пяти образовательных областей.
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Другими словами, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Ниже мы описываем здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ, такие как: гимнастика пробуждения, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, дорожки и тропинки здоровья, физкультурные занятия, досуги и праздники, утренняя гимнастика, занятия по формированию ЗОЖ, ЛФК. Остановимся на самых интересных, с нашей точки зрения.
Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики. Её основное отличие в том, что все упражнения (танцевальные, ритмические) выполняются со специальными платформами – «степами». Степ-аэробика представляет собой комплекс движений, выполняемых под музыку.
Степ-аэробика уникальна, поскольку развивает и укрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и работоспособность, вырабатывает выразительные и точные движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей. Для дошкольного возраста используется оздоровительная степ-аэробика. Её цели: общее оздоровление организма, профилактика и коррекция нарушений, укрепление систем организма, развитие физических качеств.
Стопотерапия – один из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. Стопотерапия включает в себя следующие виды здоровьесбережения : массаж и самомассаж стоп; игры, упражнения и гимнастику для стоп; вибрационный массаж; водные процедуры; босохождение.
Гимнастика для глаз подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для снятия напряжения, для предупреждения утомления, для тренировки глазных мышц и укрепления глазного аппарата.
Психогимнастика – это инновационная здоровьесберегающая технология, которая используется для развития эмоциональной сферы ребёнка и укрепления его психического здоровья.
Сказкотерапия – это воспитание сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать. Грустить, но и побуждает их к речевому контакту, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.
Су-Джок терапия – набирающая популярность инновационная здоровьесберегающая технология. Особенность Су-Джок терапии заключается в использовании специальных массажных мячей и колечек (можно приобрести в аптеке) в различных видах деятельности.
Кинезиологические упражнения («Гимнастика мозга») улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.