Гусакова
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная ВОЗ).
Признаки здоровья :
* специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;
* показатели роста и развития;
* функциональное состояние и резервные возможности организма;
* наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
* уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье зависит от следующих факторов:
20% - наследственные факторы
20% - условия внешней среды
10% - системы здравоохранения
50% - образ жизни самого человека
Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т. е. здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Области здоровьесбережения
• Медико-гигиеническая
• Медико-профилактическая
• Коррекционная
• Физкультурно-оздоровительная
• Информационно-просветительская
• Образовательная
• Спортивно-досуговая
• Экологическая
•
Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ
определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
рациональная организация двигательной активности детей;
система эффективного закаливания детей;
обеспечение рационального питания;
создание условий для оздоровительных режимов детей;
комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
формирование основ валеологических знаний;
физкультурные занятия/плавание;
интегрированные оздоровительные занятия;
занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.
Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:
1) режим дня;
2) закаливание;
3) рациональное питание;
4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.
Разные виды физической активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.
Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органовкровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
* повышению двигательной активности детей;
* разнообразию закаливающих процедур;
* усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
* снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Виды здоровьесберегающих технологий Особенности методики проведения
Обеспечение температурного режима Температура воды от +29 до +32,
температура воздуха от +24 до +28
Гигиенический душ До и после занятий в бассейне.
Сауна с учетом групп здоровья Жар сауны — сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей.
Массаж
• самомассаж
• взаимомассаж
• точечный Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.
Закаливание
• босохождение
• солевое закаливание Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.
Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.
Фиточай
• отвар шиповника
Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.
Игры на воде
• Подвижные
• На согласование речи с движением
• Пальчиковые
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.
Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Психогимнастика
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
• Упражнения на релаксацию
Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Музотерапия
• Музсопровождение ритмических моментов
• Музоформление фона занятий Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.
Упражнения на дыхание Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Работа с родителями
• Консультации
• Уголки здоровья
• Папки – передвижки Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.
Форма проведения зависит от поставленной задачи.
Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поэтому главной целью обучения плаванию дошкольников должно быть, не только приобщение детей к воде и приобретение плавательных навыков, но и закаливание, укрепление детского организма, психологическая разгрузка, формирование здорового образа жизни.
Проведение непосредственно образовательной деятельности в бассейне способствует: повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности образовательного процесса, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Исходя из вышесказанного определена тема научно-исследовательской работы: «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников»
Именно здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, поэтому важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность.