Юлия Коновалова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. ХАНЫМЕЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Выполнила: учитель-логопед 1 кв. категории МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей
Коновалова Юлия Викторовна
2016г.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (2 слайд)
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. (3 слайд). В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, значительные умственные перегрузки, вредное воздействие гиподинамии – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому одними из важнейших задач «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" являются (4 слайд) :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку
Принципы здоровьесбережения :
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, ринолалией, моторной и сенсорной алалией, заиканием.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с соматическим здоровьем (часто болеющие дети, развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления (5 слайд). Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.
В нашем ДОУ воспитывается 14 дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеющих статус «ребенка с ОВЗ» и «ребенка-инвалида», а также более 10 детей с тяжелыми нарушениями речи без подтвержденного статуса, с различными клиническими проявлениями: алалией, ринолалией, дизартрией и др.
Приступая к работе, я использую личные наблюдения, анкетирование. Принимая новых детей, я обязательно подробно изучаю данные клинического и психологического обследования, медицинские карты, протоколы МПК, беседую с родителями каждого ребенка, дополняя все это собственными педагогическими наблюдениями.
На основе этого складывается подробная характеристика каждого ребенка, которая отражает состояние речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
В своей логопедической практике применяю как традиционные методы (6 слайд) (артикуляционная гимнастика, гимнастика для развития общей и мелкой моторики, физминутки, мышечная релаксация, логоритмика, и т. д., так и нетрадиционные методы (7 слайд) по коррекции речевой патологии у детей (кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика (слайд 8-9, гимнастика для глаз (10 слайд, Су-Джок терапия (11 слайд, песочная терапия(12 слайд, артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (13 слайд, самомассаж и массаж, а также аппаратный метод логопедического массажа с помощью вибромассажера Z-vibe(14-15 слайд).
Использование мной здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• способствуют повышению речевой активности;
• развивают речевые умения и навыки;
• снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;
• активизируют познавательный интерес;
• улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
• укрепляют здоровье детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.
Большинство предлагаемых мной форм вам достаточно известны и я не буду останавливаться на них.
Однако существуют нюансы при их проведении, и я бы хотела рассказать именно об этом.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы :
1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.
Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, необходимые для правильного образования звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, проводить работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 3- 5 минут в хорошо проветриваемом помещении. Так же использую как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Использую пособие «Воздушный ветерок», всевозможные свистки, трубочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек, тренажеры и т. д., использую также элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, Ипполитовой, йогов. Использую эти технологии лишь частично и индивидуально подхожу к выбору упражнений и их сложности, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
3. Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 1-3 минуты. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
4. Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
6. Развитие мелкой моторики необходимо в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. В связи с близостью расположения зоны головного мозга отвечающей за мелкие дифференцированные движения руки и речевой зоны доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
7. Биоэнергопластика.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
8. Су – джок терапия
Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок террапии заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зон, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия, указывающих на ту или иную проблему. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, су-джок терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колечки, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
9. Песочная терапия. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок просто незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.
Опыт работы многих специалистов показывает, что использование песочной терапии в логопедической практике дает положительные результаты:
- игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
- стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают эффект релаксации;
- позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей;
- усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
- способствуют снятию двигательных стереотипов и судорожных движений, что позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
- способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности;
- учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития общей речи, произвольного внимания, памяти и логики;
- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, что повышает его интерес к логопедическим занятиям;
- способствуют развитию звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями;
- помогают приобрести первый опыт рефлексии (самоанализа, понимать себя и других;
- способствуют более легкому адаптационному периоду, в связи с чем, напряжение и страх исчезают.
Логопедические занятия с песком закладывают базу для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что песочные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творчество и фантазию.
В своей работе я использую как обычный кварцевый песок, так и кинетический песок.
10. Массаж и самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- можно использовать без специального медицинского образования.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Массаж показан детям с расстройствами речи, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, ринолалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.
Конечно же хочется отметить, что для проведения логопедического массажа необходимо иметь специальное образование. Мной были пройдены курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы логопедии» 144 часа и в рамках этого курса освоены разные техники логопедического массажа.
Сейчас все более популярны становятся разные виды логопедического массажа, в том числе и аппаратные виды. Появилось достаточно много всевозможных приспособлений. Я хочу рассказать вам об одном из аппаратов, который я использую в своей практике совместно с традиционными техниками логопедического ручного и зондового массажа. Этот аппарат называется Z-Vibe, он состоит из рабочей вибрирующей части и нескольких вкручиваемых сменных насадок имеющих много разных функций. Насадки многоразового использования обрабатываются методом замачивания в 95% медицинском спирте, хлоргексидине и с помощью ультрафиолетового облучателя.
Прежде чем показать действие вибромассажера, хочу сказать, что прибором невозможно выполнить весь массаж, выполняется только часть массажа – вибрация, которая используется после поглаживания, растирания и разминания. Для расслабления мышц определенных зон лица и языка используется непрерывная вибрация в течение 6-8 секунд, а для активизации используется прерывистая вибрация. Но аппарат можно использовать и в выключенном состоянии, тогда используя насадку мышка мы можем выполнить и поглаживание и растирание, а захватив губами обратную часть насадки и стараясь удержать ее мы активируем и укрепляем круговую мышцу рта, ушками можно массажировать язык (верх, низ и бока) Есть насадка для точечного массажа, ее еще можно использовать для проработки желобка, необходимого при произнесении звука С. Есть насадка, которая называется скребок, которой удобно делать массаж языка, проработать кончик и боковые края, выработать подъем языка и вызвать вибрацию звука Р. Также эту насадку можно использовать и на лице, осуществляя движения рубление. Все вибрационные движения не стоит использовать на лбу, висках и волосистой части головы, а только на мягких тканях (щеки, круговая мышца рта, губы, подбородок, дно полости рта, язык). Массаж необходимо проводить курсом в 10 сеансов каждый день без пропусков, потом необходимо сделать перерыв 2-3 недели и при необходимости повторить курс. Таким образом используя данный аппарат и правильно подбирая массажные комплексы происходит нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, улучшается их моторика, что способствует коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа с использованием аппарата Z-Vibe улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, уменьшается саливация, сглаживаются дизартрические проявления (синкнезии, гиперкинезы, порезы) и значительно сокращается время подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии :
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические и физиологические трудности;
-снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении материала.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Приложение 1:
Презентация Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. ppt