Наталья Трясцына
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике
В. А. Сухомлинский: |
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». |
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Мне кажется, нет ничего прекраснее этих слов одного из величайших педагогов прошлого столетия, ведь именно дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека: в этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные и интеллектуальные качества, вырабатываются черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических и психических качеств ребенка, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. И именно от состояния здоровья детей зависит будущее нашей страны, и мы не можем равнодушно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания – с 16 до 17,3% (усредненные данные различных статистических исследований, проводимых образовательными и здравоохранительными учреждениями). [1] В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух-трех заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движения и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных образовательных кружков).
Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимые умения и навыки, привив определенные привычки. Но возможно ли это сделать, игнорируя все ухудшающееся состояние здоровье наших воспитанников? Именно поэтому, обсуждая результаты различных исследований, мы приходим к выводу: нельзя добиться успеха без совместного участия педагогов-воспитателей, родителей и самих детей в формировании и укреплении их здоровья.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2]
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. [3]
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. [4]
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это различные образовательные технологии по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. И именно эти педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих проблем. [5]
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. [6]
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. [7]
В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни ребенка, поскольку уровень и качество жизни каждого обусловлены материальными возможностями его семьи. В результате мы пришли к решению: необходимо разработать свою систему оздоровительной и профилактической работы. Наша система состоит из трех частей:
- валеологическое образование (даем знания о здоровом образе жизни детям);
- консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями (родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, папки-передвижки на тему ЗОЖ, беседы);
- физкультурно-оздоровительная работа, которая включает разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. В начале учебного года в нашем детском саду проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития, который осуществляется медицинским работником, инструктором по физической культуре и воспитателями. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются, выявляются причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья. Вся работа по физическому воспитанию в ДОУ строится с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.
В нашем ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания дошкольников. В детском саду функционирует музыкальный и спортивный зал,
медицинский кабинет, физкультурная площадка,
игровые и учебные зоны в групповых комнатах.
Все помещения оснащены необходимым оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «уголок здоровья».
В этих зонах есть мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное своими руками.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в процессе непрерывного образования в детском саду и школе и разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию – одна из важнейших и все еще нерешенных задач. Работа в ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их глубже заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
1. Решетникова О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», проходившем с 9 по 13 апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный психолог: газ. издат. дома «Первое сентября». – 2007. – № 10. – С. 33-35.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki Всемирная_организация_здравоохранения.
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
4. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – C. 2-6.
5. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. Т. 7. – №2. – С. 21-28.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. – С. 31-35.
7. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 82-85.