Екатерина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.) [3]. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по само рефлексии, само построению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста. Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культуры оздоровления личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей; совершенствование практических навыков здорового образа жизни [4]. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду : сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников; создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду [6]. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; ·валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Консультации для педагогов; практикум для педагогов ДОУ; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах. Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей : Информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни здоровья); Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий : Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. Работа валеологической направленности в родителями ДОУ [5]. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Десять золотых правил здоровьесбережения : Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Соблюдайте режим дня! Больше двигайтесь! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Обращайте больше внимания на питание! Спите в прохладной комнате! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Желайте себе и окружающим только добра!
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Литература: Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. -М. ,2002. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с. 21–28. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий,2013.—С. 49–51. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие (Текст) / Л. В. Гаврючина. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш) Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. : Свое издательство, 2015. — С. 14–16. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М. : ВАКО, 2007. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М. : Буки-Веди, 2016. — С. 160-163.