Наталья Попова
Инновационные методы и приемы в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.
Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.
Слайд № 4
Цель.
Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.
Слайд № 5
Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно:
Публикация «Инновационные методы и приемы в логопедической практике» размещена в разделах
• развиваю: языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;
• артикуляционную, мелкую и общую моторику;
• ВПФ (речь, воображение, мышление, память);
• активность, самостоятельность, творчество;
• мимические, пантомимические навыки;
• невербальный навык общения;
• формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;
• снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.
Слайд № 6
В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :
• креативная игротерапия (пескотерпия);
• камешки Марблс;
• вокалотерапия;
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• ритмодекламацию;
• кинезиотерапию;
• Су – джок терапию;
• информационную технологию обучения.
Слайд № 7
Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах, которые применяю в своей практике.
Слайд № 8
В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.
Вот и ты, вот и я,
Посмотри – ка на меня!
Это зеркало,
Оно – отражение твое!
Будем весело играть,
Упражненья повторять!
А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.
Слайд № 9
Вокалотерапия.
Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.
Потешка «Жук» (Е. Железнова).
- Жук, жук, пожужжи.
Как летаешь – покажи.
Жу – жу – жу.
- Я летаю и жужжу:
«Жу – жу – жу».
Слайд № 10
Ритмодекламация.
В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.
Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.
- Ножки, ножки, вы шагали?
- Мы шагали, мы шагали.
- Ножки, ножки, вы бежали?
- Мы бежали, мы бежали.
- Ножки, ножки, вы устали?
- Мы устали … Мы устали …
Слайд № 11
Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн.
Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.
Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.
А теперь поиграем в синквейн.
Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.
1. Начинаем с предмета. Что? Зима.
2. Зима какая? (Лютая, трескучая).
3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет).
4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки).
5. Слово – ассоциация. (Волшебство).
«Зима».
1. Зима. 2. Лютая, трескучая.
3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.
5. Волшебство!
Слайд № 12
А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.
Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.
Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике.
Рассказ «Снегири».
Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.
Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.
Слайд № 13
Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.
Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.
Слайд № 14
Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах, методических объединениях, круглых столах.
Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.
Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.
Слайд № 15
Инновационные методы и приемы, которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты.
Спасибо за внимание. Всего доброго!