Алиса Ильинична Попова
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО ФГОС
Аннотация.
В статье рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных учреждениях, педагогами и их классификация.
Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии, дошкольники с нарушениями речи (с ОВЗ, коррекционно-педагогический процесс, здоровье.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада. Нам, специалистам детского сада, работая с детьми с различной речевой патологией (с ОВЗ) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Одна из главных задач ФГОС ДО–это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Музыкальные способности, как и речевые, занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. Поэтому появилась необходимость использования современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста педагогами нашего ДОУ.
В работе по речевому и музыкальному развитию детей специалисты нашего детского сада применяют такие виды оздоровления, как дыхательная гимнастика; валеологические песенки-распевки; артикуляционная гимнастика; фонопедические упражнения; пальчиковая гимнастика; динамические паузы; элементы логоритмики; гимнастика для глаз; психогимнастика; музыкотерапия, самомассаж, кинезиологические упражнения и т. д.
Дыхательную гимнастику музыкальный руководитель использует в своей работе в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. А правильное речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения, речи в целом в работе учителя-логопеда.
Валеологические песенки-распевки – это несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. В результате на музыкальных занятиях повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. А на логопедических занятиях ежедневными упражнениями мы помогаем детям выработать правильное звукопроизношение.
Фонопедическими упражнениями развиваем сильный, здоровый и выразительный голос, что важно как для музыкального руководителя, так и для учителя-логопеда в работе с дошкольниками. Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, занимают важное место на музыкальных занятиях. Недостатки в речи детей тесно связано с нарушением развития мелкой моторики, поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим и способствующим развитию и улучшению речевого развития дошкольников.
Динамические паузы и речевые игры используются нами с целью предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий, что способствует более быстрому восприятию программного материала детьми. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Работая в содружестве с учителем-логопедом, в нашем саду музыкальные руководители включают элементы логоритмических упражнений (как часть занятия) в музыкально-ритмическую, вокально-хоровую деятельность. Такие занятия укрепляют у детей с нарушениями речи костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.
Целью психогимнастики является снятие эмоционального напряжения, обучение умения изображать выразительно отдельные эмоции и движения, релаксации. В результате использования элементов психогимнастики на музыкальных и логопедических занятиях специалистами ДОУ детям с ОВЗ проще становится общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта, и устраняются невротические проявления: страхи, различного рода опасения и неуверенность.
Музыкотерапия – это важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей, замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными.
Самомассаж рук является одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, и более благотворно развивается речевая функция.
Гимнастика для глаз используется нами в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей во время занятий.
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Мы считаем, что внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы и использование их в комплексе позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс для детей с ОВЗ более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет".- Москва, ТЦ "Сфера", 2008.