Елена Матвеева
Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»
Моя тема по самообразованию за 2012-2013гг: «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
Ведущей целью взаимодействия Детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
Так с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я проводила в течение года анкетирование «Анкета для родителей (социальная)», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье», «Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду», «Что изменилось» и др. Получая реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течение года я проводила родительские собрания, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: «Язык детской игры» (игровой практикум, «Экология для малышей» (экологическая викторина, круглый стол «Я уже большой», мастер –класс «Пальчиковый театр своими руками» и другие.
Также мною проводились консультации (беседы, лекции по вопросам семейного воспитания) для родителей «Правила игры с ребенком: учимся играя», «Как уберечь ребенка от гриппа», «Как накормить капризного малыша», «Как подобрать ключ к обучению ребенка», «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» и другие.
Также в уголке для родителей я подготовила папку: «Шпаргалки для родителей», в которой находятся ответы на самые актуальные вопросы, например «Если ребенок дерется», «Если ребенок ябедничает» и др. Она использовалась мною как при индивидуальных беседах, так и была доступна родителям для самостоятельного изучения.
Кроме информации о работе группы режимных моментах в уголке для родителей периодически выставлялись подготовленные мной папки- передвижки «Чтобы улыбка сияла», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Правила для родителей «Как общаться с ребенком», «Как одевать ребенка дома и на улице», «Почему карапуз не хочет, есть», «Грипп не пройдет».
Также я подготовила для родителей памятки «Советы родителям для вновь поступившего малыша в группу раннего возраста», памятка родителям от ребенка, «Минутки здоровой речи», «Какие игрушки нужны детям с 2 до 3 лет», «Как научить ребенка убирать игрушки», памятка по формированию здорового образа жизни у своих детей, памятка по созданию благоприятной семейной атмосферы и др., которые возможно пригодились родителям при воспитании своих детей.
Все эти наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
В раздевалке важное место отведено фоторамкам с периодически меняющимися фотографиями. Они содержат всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Темы фотовыставок в 2012-2013г: фотовыставка по летней оздоровительной кампании, «Наши будущие защитники», «Наши будущие мамы», «Наши дела» и другие.
Также в этом году мною была подготовлена ММ-презентация для родителей и педагогов «Один день из жизни нашей группы», куда вошли: зарядка, самостоятельная деятельность детей, занятие по музыкальному воспитанию и другое. Ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках.
Для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ проводятся Дни открытых дверей. Так 19 марта 2013 года в нашем саду прошел День открытых дверей «Вот какие мы». В этот день родители узнали много нового и интересного и поделились своим мнением о данном мероприятии.
Немаловажной формой работы с родителями являются досуговые формы. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. В 2012-2013гг проводились праздники: «Праздник осени», «В гостях у елки», «Мама, солнышко мое», «До свиданье, ясельки», развлечение с элементами театрализации «Солнышко, проснись!», «Путешествие колобка», спортивное развлечение «Зимушка-зима» ; выставки совместных работ с детьми «Дары осени», «Дед Мороз и Снегурочка», «Что могут наши папы», «Умелые ручки мамы». Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, помощь родителей. Так в этом году родители принимали участие в обустройстве площадки для своих детей. Также родители оказали спонсорскую помощь в приобретении игрушек для детей (паровоз – конструктор, игры по по сенсорике, мольберт для рисования и др.)
В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.
У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Тема по самообразованию, выбранная мной, является, на мой взгляд, очень интересной, поэтому я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.