Кристина Недавина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — функции, виды
Недавина Кристина Витальевна.
Дошкольный возраст - благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Что же все-таки это такое - здоровье?
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — функции, виды» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или «физических дефектов».
Перед педагогами стоит важная задача - сохранить и укрепить здоровье детей посредством использования методов и приемов, разнообразия образовательного процесса, интеграцией образовательной деятельности, дабы избежать спад уровня здоровья детей. Ведь подготовка к ЗОЖ учеников должна стать приоритетным направлением в деятельности педагогов, поэтому очень важно изучать и внедрять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс педагогических, психологических, медицинских мер, включающий взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии содержат ряд функций :
1. Формирующая - осуществляется на основе биологических социальных закономерностей развития личности;
2. Рефлексивная - заключается в переосмыслении личностного опыта в прошлом, с приумножения сохранения здоровья;
3. Диагностическая - заключается в мониторинге развития детей на базе прогностического контроля;
4. Информативно-коммуникативная - создают трансляцию опыта формирования бережного отношения к своему здоровью.
Все энергосберегающие технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Стретчинг (комплекс упражнений основанных на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка);
Ритмопластика (организация движений с помощью музыкального ритма);
Динамические паузы (кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности);
Подвижные и спортивные игры (совместные и одиночные игры, цель которых - движение, ритм и развитие физической силы);
Релаксация (преодоление внутреннего напряжения, основанный на сознательном расслаблении мышц);
Технологии эстетической направленности (реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам и др.);
Гимнастика пальчиковая (набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки);
Гимнастика для глаз (общее оздоровление зрительного аппарата, проводится в игровой форме);
Гимнастика дыхательная (система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний
Гимнастика корригирующая (вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера);
Гимнастика ортопедическая (укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
Физкультурное занятие (ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам);
Проблемно-игровые коммуникативные игры (система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать внимание, память, осязание);
Самомассаж (способ занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье);
Точечный самомассаж;
Биологическая обратная связь, БОС (немедикаментозный метод лечения и реабилитации, основанный на развитии навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния).
3. Коррекционные технологии :
Арттерапия и пескотерапия («лечение искусством»);
Технологии музыкального воздействия;
Сказкотерапия (воздействия на психику средствами фольклора);
Технологии воздействия цветом (цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие);
Технологии коррекции поведения (стимулирование готовности личности к сотрудничеству и повышению уровня ее социальной адаптации);
Психогимнастика (курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка);
Фонетическая и логопедическая ритмика (дополнительный прием в работе по формированию и коррекции произносительной стороны речи детей).
Вывод:
Здоровьесберегающие технологии - качественная характеристика любой образовательной технологии, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Формирование и развитие у дошкольников основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья – ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления ее деятельности. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения.
Список литературы:
Ахмерова, С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения. М. : Педагогика, 2004. – 315 с.
Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего просранства. Дошкольное воспитание. М. : Изд-во МГОУ, 2004. –117 с.
Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. Волгоград, 2009. – 218 с.
Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие. Нижневартовск, 2011. –124 с.