Ольга Наулайнен
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, классификация
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, классификация» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по определению целей и решению задач.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных (коррекционных) групп, профилактика заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
-физкультурно-оздоровительные (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных (коррекционных) групп, профилактика заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
-валеологическое просвещение педагогов(ознакомление педагогов с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке педагогов детского сада.
Арт – терапевтические технологии: цветотерапия, игротерапия, музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Релаксация
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Психогимнастика в детском саду
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение.
Последнее время пользуется особой популярностью комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Закаливание
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Закаливание воздухом включает в себя:
Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды,
Сон на улице,
Воздушные ванны,
Хождение босиком.
Закаливание водой — это:
Влажные обтирание,
Обливание ног,
Умывание,
Полоскание горла.
Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:
Отдыхом в тени,
Солнечными ваннами.
Профилактика плоскостопия
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Основными причинами деформации стопы являются неудобная обувь, гиподинамия (малоподвижный образ жизни, а также ряд других неблагоприятных факторов, ослабляющих мышцы и связки. Для профилактики плоскостопия необходимо:
- носить правильную обувь;
- организовывать правильное питание.
Формирование упругого свода стопы нуждается в развитии и тренировке. Лучше всего для этого подходит ходьба босиком по неровным поверхностям – камешкам, песку, траве, земле или по специальному массажному коврику дома. Такое «босохождение» заставляет ноги постоянно напрягаться, переносить тяжесть тела с одной поверхности на другую, с пятки на носок, а также способствует поднятию иммунитета и общего тонуса организма.
Полезно также делать массаж стоп, например, резиновым мячиком с шипами. На стопе находится масса точек, отвечающих за различные органы и системы организма, поэтому любой массаж стоп полезен со всех точек зрения.
С детьми постарше можно включать в игры элементы гимнастики для стоп, включающей такие простые упражнения, как ходьба на носках и на пятках, на внутренней и на внешней сторонах стопы, отрывание пяток от пола (пальцы ног при этом остаются на полу, «ползающие» движения стопы вперед и назад с помощью пальцев ног. Можно пытаться поднимать с пола босыми ногами различные предметы. Хорошо использовать «шведскую» стенку – карабкаясь по ней, ребенок укрепляет мышцы стоп, улучшается их кровоснабжение и координация движений.
Любой вид лечебной гимнастики будет гораздо эффективнее в сочетании с водными процедурами. Обливая стопы прохладной водой, не только стимулируется кровообращение в ногах, но и происходит закаливание всего детского организма.
Профилактика нарушения осанки у дошкольников
Осанка человека формируется в течение всего периода роста, то есть от рождения до 18-20 лет. Правильные изгибы позвоночника должны быть образованы к 6-7 годам ребенка, к моменту его поступления в 1 класс.
Комплекс утренней гимнастики с акцентом на упражнения для формирования правильной осанки стоит проводить с детьми уже с 4-х лет.
В этом же возрасте прививают привычку правильно сидеть за партой, столом, особенно во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр. Необходимо для детей подбирать мебель в соответствии с ростом. Длительное сидение в одной позе так же вредно, как и неправильная посадка. Регулярные разминки, смена положения и рода занятий способствуют отличному усвоению материала и сохранения физического здоровья.
Массаж и самомассаж
Является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы.
Массаж (фр. тамаде) — система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц.
Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока — от периферии к центру.
Самомассаж ушных раковин для детей.
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
Точечный массаж
Такой массаж можно осуществить на различные точки на нашем теле (лице, спине, ладонях, стопах и др., но необходимо это правильно делать.
На точки можно оказывать разное воздействие — успокаивающее или, наоборот, возбуждающее. Все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться. Например, давление указательным пальцем тонизирует, а большим успокаивает.
Степень давления на точку тоже может быть разной: слабой (легкие вращательные движения, средней или сильной. Принципиальный момент, который следует учитывать: сильнее не всегда означает «лучше». Поэтому силу нажатия всегда нужно четко контролировать, чтобы добиться положительного эффекта. Как правило, интенсивное воздействие требуется для проработки точек на плечах и спине. В остальных случаях лучше действовать более деликатно. Также следует обратить внимание на время воздействия на одну точку. Оно не должно превышать 10-15 минут. Увеличение времени может оказать эффект противоположный ожидаемому — ваше состояние только ухудшится.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Гимнастика пробуждения
Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Во время ее проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.