Татьяна Грязнова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В. А. Сухомлинский
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
3 слайд
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения
«Здоровье – это состояние полного физического, умственного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
4 слайд
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Умственное здоровье – это совокупность мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, речи, двигательных навыков.
Социальное здоровье – это социальный статус, оптимальное место человека в обществе, его значимая роль в межличностных отношениях, зависящих от здоровья общества, а так же от окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений человека.
5 слайд
Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
(приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013г. № 1155)
6 слайд
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования. – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей;
- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
7 слайд
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т. п.)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
8 слайд
Цель здоровьесберегающих технологиий :
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
9 слайд
Задачи здоровьесберегающих технологий :
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
10 слайд
- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
11 слайд
Система здоровьесбережения в ДОУ включает :
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
12 слайд
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ представлены на слайде
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
Обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в ДОУ
13 слайд
Физкультурно-оздоровительные технологии представлены на слайде
14 слайд
Социально-психологические технологии представлены на слайде
15 слайд
Валеологическое просвещение родителей представлены на слайде
Задача данных технологий – обеспечение
валеологической образованности родителей
воспитанников ДОУ:
Дни открытых дверей
Выступления на родительских собраниях
Консультации
Информация для стендов
Ширмы
Памятки
Презентации
Буклеты и т. д.
16 слайд
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
17 слайд
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе представлены на слайде
18 слайд
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе представлены на слайде
19 слайд
Дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.
20 слайд
Подвижные и спортивные игры - учат слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками
21 слайд
Релаксация - дети учатся ощущать свои эмоции, расслабляться
22 слайд
Пальчиковая гимнастика - пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость
и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
23 слайд
Гимнастика пробуждения - форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
24 слайд
Динамические паузы, физкультминутки - создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
25 слайд
Гимнастика для глаз - формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составляющей части сохранения и укрепления здоровья
для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц;
для профилактики нарушений зрения дошкольников.
26 слайд
Самомассаж - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
27 слайд
Ритмопластика - пецифической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.
29 слайд
Музыкотерапия - специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.
29 слайд
Цветотерапия - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
30 слайд Спасибо за внимание!