Ксения Васильева
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, инструктором по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Название технологии Автор, литература Цель, задачи Место использования Результат
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика
Пензулаева Л. И.
«Оздоровительная гимнастика с детьми 3-7 лет»
Харченко Т. Е.
«Утренняя гимнастика в детском саду»
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Задачи:
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, инструктором по физической культуре» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
1) «пробудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
2) формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни;
3) помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков у дошкольников;
4) формировать интерес к занятиям физической культурой и спортом;
5) воспитывать целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие. Ежедневно до завтрака в физкультурном зале. У детей после утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность, вырабатывается дисциплинированность
Физкультурные занятия
Пензулаева Л. И.
«Физическая культура в детском саду» (все возраста).
Копылова С. Ф. «Физкультурные занятия с элементами логоритмики» Цель: приобщение детей к физической культуре и развитие физических качеств : быстроты, силы, ловкости и выносливости; обеспечение высокой двигательной активности детей.
Задачи:
1) формировать двигательные умения и навыки;
2) развивать физические качества;
3) удовлетворять потребность в движении;
4) обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
5) обеспечивать возможность демонстрации ребенком своих двигательных умений. 2 раза в неделю в зале (инструктор по физической культуре,
1 раз в неделю на улице (воспитатель)
Способствуют достижению поставленной цели и решению поставленных задач.
Физкультурные досуги, праздники
Харченко Т. Е.
«Спортивные праздники в детском саду»,
Соломенникова Н. М.
«Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет» Цель: повышение интереса к занятиям физической культурой
Задачи:
1) формировать здоровый образ жизни;
2) развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности;
3) воспитывать интерес к народным традициям;
4) формировать познавательную активность;
5) воспитывать нравственные качества. Один раз в квартал – праздник, один раз в месяц – досуг. Способствуют совершенствованию ранее изученных движений, положительному эмоциональному настрою детей, воспитывают коллективизм, дисциплинированность
Самомассаж
Воронина Л. П., Червякова Н. А.
«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».
Еромыгина М. В. ,
«Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук». Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Задачи:
1) обучать элементам и различным видам самомассажа;
2) развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие;
3) предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки;
4) воспитывать бережное отношение к своему телу. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Положительно влияет на нервную систему детей, снимает общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Занятия, посвященные теме ЗОЖ
Полтавцева Н. В., Гаврилова И. А., Краснова Р. С. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Цель: формирование предпосылок здорового образа жизни.
Задачи:
1) учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.
2) развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
3) совершенствовать двигательную активность, координацию речи с движением.
4) воспитывать стремление вести здоровый образ жизни; Во второй половине дня, один раз в квартал. Воспитанники получают новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Подвижные и спортивные игры
Тимофеева Е. А «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста». Цель: удовлетворять биологические потребности воспитанников в движении.
Задачи:
1) укреплять здоровье, способствовать правильному физическому развитию детей;
2) содействовать овладению двигательными умениями и навыками, совершенствовать их;
3) воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;
4) прививать воспитанникам организаторские навыки и привычку самостоятельно заниматься играми.
В процессе физкультурных занятий, в зале и на свежем воздухе, на физкультурных праздниках и досугах, в пеших походах. Позволяют развивать координацию движений и быстроту реакции, помогают расширять кругозор, учат общаться со сверстниками, благоприятно влияют на общее состояние, укрепляют нервную систему.
Пальчиковая гимнастика
Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И
«Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики»
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников.
Задачи:
1) развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать точную координацию движений, зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;
2) совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи;
3) совершенствовать внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Проводится в любой отрезок времени (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, индивидуальная работа в группах компенсирующей направленности). Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.
Гимнастика для глаз
Коновалова Н. Г.
«Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Чевычелова Е. А.
«Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
1) предупреждение утомления;
2) укрепление глазных мышц;
3) снятие напряжения. На физкультурно – познавательных занятиях, в ходе викторин, бесед с использованием ИКТ (презентации, видео, картинки, задания, выведенные на экран). Позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, является профилактикой близорукости и дальнозоркости.
Дыхательная гимнастика
Щетинин М. Н.
«Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
Воронина Л. П., Червякова Н. А.
«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». Цель: развитие и совершенствование диафрагмального дыхания, расширение грудной клетки, тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры.
Задачи:
1) учить детей прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
2) учить укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Улучшает функции бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, повышает общую сопротивляемость организма.
Физкультурные минутки динамические паузы
Аверина И. Е.
«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» (практическое пособие). Цель: изменить деятельность детей для предотвращения утомления.
Задачи:
1) снять усталость и напряжение;
2) внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
5) тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.
В ходе интегрированных занятий, викторин, познавательных мероприятий. Физкультминутки 1-2 минуты во всех возрастных группах,
динамические паузы 2-5 минут по мере утомляемости детей Снимают усталость, напряжение, способствуют восстановлению умственной активности, развивают речь, внимание, память, мышление.
Релаксация
Трясорукова Т. П.
«Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения»
Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1) обучать воспитанников приемам саморасслабления;
2) тренировать умения регулировать свои поведенческие реакции;
3) развивать воображение, образное мышление;
4) создавать позитивный фон и настроение. В заключительной части занятий, праздников высокой интенсивности, а также на занятиях по фитбол-гимнастике. Помогает при состоянии стресса, переутомления, перевозбуждения, способствует глубокому мышечному расслаблению. Дети становятся уравновешенными, внимательными и терпеливыми.
Совместные спортивные мероприятия с другими садами города.
Руководитель РМО Цель: повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей.
Задачи:
1) совершенствовать уровень физической подготовленности детей;
2) прививать интерес к активному образу жизни;
3) Формировать волевые качества, воспитывать желание побеждать и умение сопереживать. Один раз в год согласно плану районного методического объединения. У детей формируются волевые качества, развивается стремление к победе и уверенность в своих силах. Дети учатся получать радость от своих результатов и переживать за товарищей.
Фитбол - гимнастика
Власенко Н. Э. «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста» (теория, методика, практика);
Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. «Фитбол-аэробика для детей Танцы на мячах» Цель: профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) укреплять здоровье с помощью фитболов;
2) способствовать нормализации психоэмоционального состояния детей;
3) обучать двигательным действиям с мячом;
4) развивать физические качества;
5) совершенствовать координационные способности и равновесие;
6) воспитывать потребность в физических упражнениях и играх;
7) развивать творческие способности;
8) формировать интерес к ЗОЖ. Занятия по фитбол – гимнастике в 2018 – 2019 учебном году проводились 1 раз в неделю во второй половине дня (чт., в 2019 – 2020 учебном году – 2 раза в неделю (вт. ,чт.). Сравнивая исходный и итоговый результат можно сделать вывод, что наблюдаются качественные изменения в динамике состояния осанки детей. К концу учебного года положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Более подробно см. КРИТЕРИЙ № 9.
Технологии просвещения родителей по здоровьесбережению
Родительские собрания, консультации, дни «открытых дверей»,
совместные физкультурные досуги и праздники. Козлова Т. В., Рябухина Т. А.
«Физкультура для всей семьи» Цель: просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения и формирования ЗОЖ в семье.
Задачи:
1) ознакомление родителей с результатами диагностики;
2) привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
3) пропаганда ЗОЖ в семье. Работа согласно плану в течение всего года. Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствовала общему снижению заболеваемости в детском саду.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Консультации, рекомендации, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях и др., проведение практические занятия. Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье. Задачи:
1) сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;
2) обучение навыкам самооздоровления.
3) воспитание потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии
Консультации по обращению, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях на базе учреждения – 1 раз в год, в районных спортивных мероприятиях – 1 раз в год, практических занятий 2 раза в неделю во время тихого часа. Улучшение физического, психологического здоровья и настроения педагогов.