Бандурко Маргарита
Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Игровой самомассаж» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Воспитатель должен использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. Предлагается использовать разнообразные упражнения для разных частей тела. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приёмом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т. е. каждую свободную минутку. Массаж обладает тонизирующим действием, поэтому его нежелательно осуществлять перед сном.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки. а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу). Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Перед проведением занятия воспитателю следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи воспитателя. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу
Практический материал
Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами оздоровления. Самомассаж проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья.
Выполнять массаж следует вместе с воспитателем и под контролем.
Массаж пальцев рук
1. Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.
2. Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко.
«Умывалочка»
Знаем, знаем –да-да-да.
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, Поочерёдно массируют каждый палец
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку. Массируют височные впадины большими
Нет, не понемножку – Пальцами правой и левой руки, совершая
Посмелей! Вращательные движения.
Будет умываться веселей!
«Точилка»
Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево- вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш, Мы точилку раскрутили,
Мы вертели карандаш, Острый кончик получили
Массаж лица.
Цель. Предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.
1. Ребёнок поглаживает лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет её, чтобы она стала упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против неё (по 5-6 раз).
3. С усилием надавливая на кожу, рисует красивую линию бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведёт пальчики от переносицы к носовым пазухам, подё ргивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
Делать самомассаж предварительно помыв руки
«Неболейка».
Для профилактики простудных заболеваний.
Чтобы горло не болело. Поглаживаем ладонями шею мягкими
Мы его погладим смело. движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами растирают крылья
Надо носик растирать. носа.
Лоб мы тоже разотрём, Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и
Ладошку держим козырьком. растирают его движениями в стороны.
«Вилку» пальчиками сделай Раздвигают указательный и средний пальцы
Массируй уши ты умело. и растирают точки перед и за ушами.
Знаем. знаем –да-да-да!- Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.
«Мишки»
На подбородке круг черчу: Двумя пальцами одновременно интенсивно
Мишке я помочь хочу «Рисовать» круги на подбородке, считая до 30.
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думали получше Круги по лбу, так же, считая до 30.
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
«Щёчки»
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрё м:
Так забывчивым мишуткам Указательным и средним пальцами
Память разовьём. одновременно интенсивно «рисовать» круги
Раз, два, три –скажу, четыре, на щеках. Делать 1 минуту.
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
«Летели утки»
Летели утки Слегка касаясь пальцами,
Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз.
Задели ели Слегка касаясь пальцами,
Самую макушку, провести по щекам 6 раз.
И долго ёлка Массировать крылья носа
Ветками качала По кругу от себя.
Массаж рук
Цель: Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызывать ощущение лёгкости, радости.
1. «Мыть кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивать каждый пальчик, надавливая на него.
3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
4. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья «смывать водичкой мыло» : одной рукой вести вверх. затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду»
«Руки греем»
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой. Упражнение выполняется по внешней
Надо ручки нам погреть, стороне ладони.
Посильнее растереть.
«Добываем огонь»
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь. Энергично растираем ладони друг о друга,
Сильно палочку покрутим- чтобы стало горячо.
И огонь себе добудем.
«Стряпаем»
Раскатаем колобок
Колобок – румяный бок. Имитируем скатывание колобков
Будем сильно тесто мять, по 4 раза влево и вправо.
Будем маме помогать.
«Мышка»
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. Дети скребут ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» что за шум? Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Принюхалась мышка. Трут ладони друг о друга.
«Пила»
Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Сильным я родился, Опереться руками о стену.
А ну, стена, подвинься!» Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду! Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук
Бух! – теперь их не найду» вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу, Одной рукой поддерживать другую в запястье
Сильно ею потрясу» и энергично встряхивать.
«Пружинка»
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую. Спиралевидное растирание ладонью (кулачком,
Мы возьмём её растянем, ребром) одной руки по предплечью другой.
А потом обратно стянем.
«Гуси»
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали: пощипывание руки вдоль по предплечью
Га-га-га, га-га-га, от кисти к локтю.
Очень сочная трава.
«Надеваем браслеты»
Мы браслеты надеваем, Одной рукой изображаем надетый
Крутим, крутим, продвигаем, «браслет» (все пальцы плотно прилегают
Влево – вправо, влево – вправо, к предплечью, круговыми движениями от
На другой руке сначала. кисти к локтю «двигаем браслет».
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки, на голове которые улучшают ток крови.
1. Специальным нажатием пальцев ребёнок имитирует мытьё головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведёт от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
3. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, о убегают друг от друга, то догоняют.
«Человечки».
Человечки на двух ножках Указательным и средними пальцами
Маршируют по дорожке, выполняем точечные движения вдоль
Левой – правой, левой – правой предплечья (человечки маршируют,
Человечки ходят браво. прыгают, бегут).
«Дождик»
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше Пальчиками правой и левой руки
Бом! Бом! Бом! постукиваем по голове, как играем
Дома, дома посидите- на пианино.
Бом! Бом!Бом!
Никуда не выходите Бом! Бом! Бом!-
«Летели Утки»
Летели утки Слегка касаясь пальцами, провести по лбу.
Над лесной опушкой,
Задели ели Слегка касаясь пальцами, провести по
Самую макушку, затылку, по всей голове.
И долго ёлка Указательными пальцами массировать виски.
Ветками качала.
Массаж для глаз
«Наши глазки»
1. Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребёнок садится, как наездник);
2. Не отрывая локти соединить рёбра ладоней и мизинцы,
3. опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцев.
4. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасаются к глазам.
5. Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты.
6. Расслабить глаза.
«Самолёт»
Пролетает самолёт, Посмотреть вверх и провести
С ним собрался я в полёт. пальцем за «летящим» самолётом
Правое крыло отвёл, посмотрел. Отвести руки попеременно
Левое крыло отвёл, поглядел. и проследить взглядом.
Я мотор завожу Делать вращательные движения
И внимательно гляжу. перед грудью.
Поднимаюсь ввысь, лечу, Встать на носочки и легко
Возвращаться не хочу. бежать по кругу.
«Заяц белый»
Заяц белый, заяц белый. Быстро моргают глазами.
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову
«Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза.
Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и разжимать
Ну а где же ты обедал? веки.
Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо -влево
«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив
глаза.
Список литературы:
1. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» Москва 200
2. «Современные пути оздоровления дошкольников» М. Кузнецова Дошкольное воспитание №6 2002.
3. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» Москва 2009.
4. Александрова Е. Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» Волгоград: Учитель 2007