Валерия Фокина
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, – показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
К основным показателям здоровья детей относятся :
- уровень физического и нервно-психического развития детей;
- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденности).
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному из темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы).
Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализировать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, производительность, эмоциональность, креативность, (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость дошкольников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.
Наблюдения за детьми во время логопедических занятий выявляли большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточится на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают и них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Эти наблюдения привели нас к использованию специальных упражнений, позволяющих успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Такие расслабляющие упражнения описаны в специальной литературе (И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская и др.).
Установлено что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющими такие речевые нарушения, как ФФНР, ОНР, стертая дизартрия.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинаниях с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Еще больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Научимся производить расслабление мышц, эмоционально успокаиваться помогут упражнения, рекомендуемые многими авторами (И. Г. Выгодская, Н. В. Берковская.).
Расслабление мышц рук
Упражнение «Кулачки».
Для расслабления мышц рук Деям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабить) и дать почувствовать это состояние.
Руки на столе,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжение
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени»
Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Степень напряжения мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени…
Руки не напряжены
А рассла-бле-ны…
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара».
Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена
И расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Расслабление по представлению
Упражнение «Волшебный сон»
Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушением. Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Использование элементов релаксации, особенно в начальный период обучения, помогает формировать точные артикуляционные движения, поскольку у детей появляется умение распознавать отдельные группы мышц, исчезают сопутствующие движения при выполнении упражнений.
К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формулы на логопедических занятиях, в группе и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность в деятельности. У него появляется желание преодолеть речевой дефект.
На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует выучить дома и повторить ее на занятиях по формированию произношения.
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. В зависимости от звукопроизносительных возможностей речевой материал может быть различным: от коротких потешек и чистоговорок до выборочного пересказа по сюжетам известных сказок.
При инсценировках дети перевоплощаются в героев коротких ритмичных произведений, подражают их голосам и пытаются создавать маленькие этюды. Например, при закреплении произношения звука [л] ребенку предлагают вспомнить песенку Колобка и спасти его от Лисы. Для этого ее нужно спеть без ошибок, правильно произнося закрепляемый звук: «Я – Колобок, Колобок. Я от дедушки ушел…».
Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать деревянные фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов», специальный пальчиковый театр. Уже один вид «веселого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Удобно использовать этих кукол при разучивании потешек и коротких диалогов. При повторении чистоговорок и скороговорок с использованием кукол можно обучить детей не только правильному произношению, но и интонационному оформлению фразы, анализу эмоциональных состояний. Так при закреплении звукопроизносительных навыков логопед может предложить ребенку повторить различные чистогорки с вопросительной и восклицательной интонацией, используя двух кукол. Например: «ША-ша-ша, мама моет малыша? Ша-ша-ша, мама моет малыша!» Можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, например: «Наша пушистая кошка спит на окошке», наделяя кукол различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, обида и т. д.). Важно поощрять детей, давай им возможность самостоятельно придумывать кукле имя, подобрать для нее новую интонацию. Такие виды заданий направлены не только на закрепление правильного произношения, но и способствуют эмоциональному развитию детей.
Работу по развитию личности и речи дошкольников целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики о положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме, слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Производительность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимения значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому логопеду, психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт логопеда с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители будут регулярно посещать логопедические занятия, а логопед сможет продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указания для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. Присутствие родителей на занятиях благотворно влияет на детско-родительские отношения.
Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.