Лариса Смирнова
Здоровьесберегающие технологии и методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учреждений и всего общества в целом, но и образовательных учреждений, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться и развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии и методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
1. Игровая деятельность
Игра является ведущей деятельностью ребенка в течение всего дошкольного детства, поэтому совместно организованная деятельность педагога – психолога с детьми строится в игровой форме.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенности, развитие творческой активности.
Например, игры-драматизации очень полезны не только для развития артистических способностей, в таких играх исчезают закомплексованность, скованность, дети раскрепощаются, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.
Игра «Мамины детки»
Цель игры: развить у ребенка воображение, пантомимические навыки, интерес к театрализованной деятельности, воспитать нравственные качества, научить пересказывать содержание знакомой сказки, вызвать положительный эмоциональный настрой.
Суть игры: Педагог приносит детям заранее подготовленную игрушку — кошку и предлагает ребятам спеть для нее песенку. Далее ведущий обращается к ребятам с вопросом: «Знаете ли вы сказку, в которой кошка потеряла своих котят, а потом нашла их и выручила из беды?» Далее дети начинают с педагогом вспоминать сюжет сказки «Кошка и котята». В процессе своего рассказа воспитатель делает небольшую паузу и просит ребят изобразить голосом, как рычал пес, как кошка звала своих котят во дворе, как жалобно мяукали котята, и как они были рады, когда мама их нашла и спасла. Так, в процессе игры, дети учатся пересказывать сказку и осваивают азы театрализованных постановок.
2. Песочная терапия
Применение игр с песком является неотъемлемой частью деятельности педагога - психолога с детьми. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.
В своей деятельности применяю разные игры с песком:
- обучающие игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира,
- проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.
Игры с песком применяю в рамках коррекционно — развивающей деятельности для развития не только познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления, совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности, но и как средство коррекции при эмоциональных и поведенческих нарушениях невротического характера.
Детям песочная терапия помогает рассказать о своих проблемах и страхах, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь для ребенка игра, особенно с песком, – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
На индивидуальных занятиях педагог-психолог совместно с детьми проигрывает взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, построек. Создавая картину собственного мира, из песка также строим предметы, которые вызывают страх у детей, а затем их ломаем или заливаем водой. Таким образом, ребенок освобождается от напряжения, снижается уровень нервно – психического напряжения, возникают положительные эмоции, ребенок становится более уверенным, учится самостоятельно решать проблемы.
Игры с песком применяем также для развития коммуникативных навыков, т. е. умение гармонично и эффективно общаться друг с другом, трудности в общении, взаимоотношение детей и родителей. У детей повышается самооценка, они обретают веру в себя, дети становятся более ответственными в своих действиях и поступках, могут выразить свои мысли, чувства и эмоциональные переживания. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию.
Используем следующие упражнения:
1. Игра «Моя сказка»
Цель: развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Игра «Мой песочный мир»
Цель: развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.
3. Игра «Песочный ветер»
Цель: развитие тактильных ощущений
Ребенку предлагается через трубочку «выдувать» рисунок и др. игры.
3. Музыкотерапия
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Музыка способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций, она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Специалистам, воспитателям, педагогам дополнительного образования рекомендуем использовать музыкотерапию в течение всего дня, не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, физкультминутках, во время дыхательной гимнастики, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна, во время одевания на прогулку, а также на прогулке.
Утренний прием детей рекомендуем также начинать под музыку. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.
4. Сказкотерапия
Применение сказкотерапии педагогом-психологом как одного из видов здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное воздействие на психическое развитие детей.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Так как в сказке всегда добро побеждает зло, дети очень любят сказки, сказка дарит ребенку мечту, волшебную страну, где сбываются его желания. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка.
При помощи сказки решаются самые разные задачи: гармонизация эмоционально – личностного развития каждого ребенка, формирование умения говорить о своих чувствах, выражать и разделять их с другими.
На занятиях по сказкотерапии дети учатся придумывать свои сказки, переживают за героев, бурно выражают свое мнение к происходящему, рассказывают сказку с позиции сказочного персонажа, отгадывают сюжет или персонаж. Для занятий используем сказочные декорации, пальчиковые и другие игрушки, костюмы, музыкальное сопровождение.
В процессе работы со сказками у детей развивается фантазия и воображение, способность слушать другого. Ребенок учится понимать и принимать окружающий мир, развивается чувство собственного достоинства, умение адекватно и конструктивно реагировать на проявления людей в отношении себя.
Сказочные истории придумываем на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т. д. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать решение конкретной проблемы.
С помощью сказки ребенок ставит себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
Используются следующие игры и сказки в сказкотерапии:
Сказка «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»
Возраст: 2-5 лет
Направленность: Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного.
Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку. Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он и плакал, а мама все не приходила.
В вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения:
Чего боялся Кенгуреныш? Ты боялся того же?
Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы.
5. Изобразительная деятельность
Одним из эффективных средств коррекции эмоциональных нарушений, применяемым педагогом-психологом, является изобразительная деятельность, которая предполагает использование изобразительных средств и возможностей для личностного развития ребенка. В своей работе педагог-психолог использует не только рисуночную проективную диагностику, но и рисование, лепку. Для реализации упражнений применяет различные виды художественных материалов, например, краски, карандаши, восковые мелки, бумага, природные материалы (кора, листья, цветы, камешки, глина, пластилин, дерево, специальное тесто.
Изобразительная деятельность в работе педагога-психолога обусловлена следующими коррекционно-развивающими задачами:
-выражение широкого спектра эмоций, переживаний.
-развитие коммуникативных навыков,
-коррекция взаимоотношений со сверстниками, с родителями.
Специально разработанные приемы рисования, способствуют преодолению негативных поведенческих реакций в различных ситуациях. Изобразительная деятельность дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами в познавательной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой и речевой сферах.
Через своевременно организованную изобразительную деятельность, дети на занятиях по рисованию имеют возможность не только снять эмоциональную возбудимость, тревожность, агрессивность, конфликтность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.
Таким образом, использование изобразительной деятельности в работе педагога-психолога, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Предлагаем следующие упражнения:
1. Игра «Автопортреты»
Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, снятия напряжения
Детям предлагается нарисовать автопортрет. Для снятия напряжения необходимо сказать, что каждый имеет право не показывать свой рисунок. Далее происходит обсуждение – что хотел выразить ребенок, какие чувства вызывает у него свой портрет.
2. Упражнение «Небо на рассвете»
Цель: гармонизировать эмоциональное состояние, снять психическое напряжение, развивать психические процессы, активизировать творческий процесс.
При выполнении этой изобразительной техники лучше всего использовать гуашь. Смешивая краски во все время рисования, можно получать разные оттенки цветов.
Ребенку предлагается изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре (или блюдечке, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное-добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее.
6. Физическое развитие
Лучшим средством для снятия нервного напряжения является включение различных физкультминуток, которые используем в качестве оздоровительной паузы. Физкультминутки проводим также в игровой форме, с помощью которой у детей наблюдается высокий эмоциональный подъем.
Они также приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у детей. Такие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Упражнения проводим под музыку (пение птиц, журчание воды, шум моря).
Также большое внимание уделяем развитию мелкой и общей моторики. Для этого используем различные игры с песком, крупой (пшено, гречка, рис, фасоль, бисером, прищепками, шнуровками, мозаикой, пазлами, природным материалом (шишки, листья, кора деревьев). Например: «играем с воронкой», «сортируем», «просеиваем через сито», «ищем клад», При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга.
В процессе специально подобранных игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Включение дыхательных упражнений как одного из методов снижения эмоционального напряжения является существенно важным.
Дыхательные упражнения оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу, приводят к улучшению психофизиологического состояния ребенка, успокаивают и способствуют концентрации внимания.
В качестве физкультминутки педагог-психолог использует гимнастику для глаз. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшает их кровообращение, что способствует нормализации и оптимизации работы организма в целом. Во время проведения гимнастики используем наглядный материал.
Не менее важно использовать в оздоровительной работе психогимнастику. Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально – личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
В работе педагога-психолога психогимнастика помогает преодолевать барьеры между детьми в общении, развивает понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения. Широко применяются упражнения на приобретение навыков в саморасслаблении.
Предлагаются следующие упражнения:
1. Игра «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Представьте себе: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
2. Игра «Дудочка»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами.
7. Релаксация
Одной из основных здоровьесберегающих технологий снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний является релаксация и упражнения на релаксацию (расслабление).
Релаксация направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Чтобы помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации подбирает специальные упражнения в стихотворной форме и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы (журчание воды, пение птиц). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Релаксация помогает одним детям снять тревожность и напряжение, а другим – сконцентрироваться, погасить возбуждение.
Упражнения на релаксацию проводятся не только во время физкультминуток, но и особое внимание уделяется релаксационной паузе в сенсомоторном центре, где с детьми организую игровые занятия с элементами тренинга направленные на преодоление негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, агрессивности, на снятие эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию, развитие сенсомоторной и познавательной сферы, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, развитие коммуникативных умений, оптимизации межличностных отношений в группе дошкольников, развитие социальных навыков.
Комплексное использование и применение оборудования сенсомоторного центра носит релаксационный и активационный характер оказывает более благоприятное воздействие на развитие детей.
Например, использование шатра, мягкого напольного покрытия, подушечек помогает снять мышечное напряжение, негативных эмоций и состояний.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, снижению двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения, способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Воздушно-пузырьковая колонна применяется для развития визуального восприятия, тактильного восприятия, цветовосприятия, активизации внимания, общей релаксации.
Кривое зеркало применяется для развития мимики и пантомимики, умения выражать различные эмоциональные состояния, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, формирование уверенности в себе.
Предлагаем следующие упражнения на релаксацию:
1. Летняя ночь
— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышим легко. ровно. глубоко. (2 раза)
— Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью.
Воздух чист и прозрачен.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии.
Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.
2. Отдых на море
— Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке. Вам тепло и приятно.
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам — по всему телу. Ваши руки отдыхают. Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и. засыпаете.
Дышим легко. ровно. глубоко.
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать!
Предлагаются следующие упражнения в сухом бассейне:
1.«Море шариков»
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.
Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагаем представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.
2.«Дыши и думай»
Цель: развитие образа тела, воображения.
Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагаем сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.
3. Сеансы психофизической разгрузки.
Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.
Из положения «лежа»
- Медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;
- Медленные движения вперед-назад;
- Спрятать в шариках руки (ноги);
- Спокойно лежать на спине (животе);
- Спокойно лежать в любой удобной позе.
Из положения «сидя»
- Передвигаться на ягодицах вперед-назад;
- Бросать шарики вперед – назад, вправо-лево;
- Кидать шарики в корзину.
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007
3. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург, 2003
4. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.