Елена Русинович
Консультация «Использование подвижных игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития.
Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут привести к психоэмоциональному напряжению ребенка.
Публикация «Консультация „Использование подвижных игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Психологические игры
- Темочки
На помощь приходят подвижные игры и упражнения, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр быстро вовлекает детей в свой ритм, переключает их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяет детей, задает положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками.
Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Малышу должно быть интересно делать что-то, это должно доставлять ему радость. Движения приносят детям ту самую радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.
При подборе подвижных игр и упражнений важно отталкиваться от особенностей возраста детей, от сложившейся ситуации тревожности при адаптации.
Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними. Следуя возрасту детей проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Такие как «Быстрые лошадки», «Воробышки», «Мы- цыплята», «Зайка серенький сидит», «Ходим как звери». Дети могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки, как качаются ветки деревьев и т. д. Такие подвижные игры и упражнения снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, снижают импульсивность, тревогу, даже агрессию.
Благодаря тому, что при проведении подвижных игр, взрослый берет на себя ведущую роль, игра становится средством развития навыков взаимодействия в группе сверстников, что так же благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне группы. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. Взрослый подбадривает неуверенных, застенчивых детей тем самым помогая им постепенно уходить от психоэмоционального напряжения.
Немаловажную роль играют поощрения, благодаря которым у детей формируется уверенность в себе, дети начинают охотнее взаимодействовать со сверстниками и со взрослым.
Большое значение для развития ребенка имеют подвижные игры, сопровождаемые ритмом или мелодией, песенкой; они положительно влияют на эмоциональную и волевую стороны личности, успокаивают детей, и не только удовлетворяют их потребность в движении, приносят радость.
Если проводить подвижные игры и упражнения ежедневно, в одно и тоже время, то у детей вырабатывается ожидание, предвкушение забавы, игры и удовольствие ей сопутствующее. Это так же некоторым образом влияет на снятие психоэмоционального напряжения детей в такой нелегкий период адаптации.
Роль подвижных игр и упражнений для детей 2-3 лет тяжело переоценить, однако есть простые рекомендации, которые позволят максимально увеличить их положительное воздействие:
1. Педагог является непосредственным активным участником игр- заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре.
2. Не стоит настаивать на активном участии всех детей в игре или упражнении. Нормально если на первых порах только часть детей будет участвовать, а другая часть просто наблюдать.
3. Не следует категорично оценивать детей, добиваясь единственно правильного на ваш взгляд действия, так как в этом случае не смогут проявлять свои собственные спонтанные живые реакции и эмоции.
4. Систематичность и разнообразие проводимых игр и упражнений способствует скорейшему снятию психоэмоционального напряжения детей.
Используемая литература :
1. Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» М. 2004
2. «Игра в жизни дошкольника» под ред. Коломинского Я. Л, Панько Е. А. Мозырь 2014
3. Ашкинезер «Развиваемся, игра вместе». Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Мозырь 201