Кристина Пащенко
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субьектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
В последнее время, значительно увеличивается количество детей соматически ослабленных, с речевой патологией, детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
У таких детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольности психических процессов.
Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало внедрение в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.
В работе по развитию речи можно использовать такие здоровьесберегающие методы, как: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, Су -Джок -терапия, кинезиологические упражнения.
Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. На занятиях необходимо учить детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания, развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность и целенаправленность.
Для развития дыхания можно использовать такие упражнения: «Сдуй снежинку», «Бульки», «Мыльные пузыри» и т. п
Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык, ему необходимо через зрительное восприятие обрести навык автоматизма артикуляционной позы, постоянно упражняясь.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные упражнения.
Одной из форм оздоровительной работы является –пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Для организации коррекционно -образовательного и оздоровительного процесса с детьми также используется самомассаж рук.
Зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век. При проведении зрительной гимнастики используем схемы, изготовленные совместно с детьми. Например, схема маршрута от дома до детского сада, от детского сада до школы и т. д.
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Кинезиология – наука оразвитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения.
Целью кинезиологических упражнений является:
· Развитие межполушарного взаимодействия;
· Развитие межполушарных связей;
· Синхронизация работы полушарий;
· Развитие мелкой средней крупной моторики;
· Развитие умственных способностей;
· Развитие памяти, внимания;
· Развитие речи;
· Развитие логического мышления;
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные идинамичные структурные изменения. При этом, чем более интенсивнее нагрузка, тем более значительнее эти изменения. Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В список кинезиологических упражнений можно включить растяжки, дыхательные упражнения, телесные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения на релаксацию.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда способствует овладению дошкольниками нормами речи, формированию у них первоначальных навыков здорового образа жизни.