Литвинова Марина Михайловна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно- сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.
Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Воспитатель может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения — сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.
В образовательном процессе применяются здоровьесберегающие технологии в трех направлениях :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- Ритмопластика
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Бодрящая гимнастика
Мною разработаны картотеки «Комплексы дыхательных упражнений», «Бодрящая гимнастика после сна», «Зрительная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», картотека спортивных и подвижных игр. Подобрана музыкальное сопровождение по видам двигательной деятельности.
Пальчиковая гимнастика проводится с детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив к ним крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж используется на занятиях так же, как и физкультминутки.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой, логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Сен- Санс, Шуберт, Григ, звуки природы.
Гимнастика для глаз чаще всего используется во время занятий по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста. Для проведения гимнастики для глаз используется наглядный материал, мультимедийная техника и личный показ.
В детском саду вводится проведение гимнастики пробуждения с использованием аудиозаписи классической музыки (несколько произведений разного характера и с разной силой звука, звучащие в определенном порядке в зависимости от последовательности пробуждения) во всех возрастных группах. Проводится гимнастика пробуждения в течение пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается ходьбой из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении.
Кроме того, в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов, как оздоровительный бег на воздухе, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж, активный отдых. Спортивные развлечения праздники.
Игротерапия — игры, направленные на коррекцию страхов, агрессии, коммуникативные игры.
В моей группе проводятся спортивные праздники на улице для детей «Олимпийские игры для малышей», «День защиты детей», «День Здоровья», «Веселые старты», «Быстрее, выше, сильнее», «Путешествие капельки» (совместная работа с инструктором по плаванию).
Я разработала перспективное планирование по валеологии.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке: «дорожки препятствий», качели, гимнастические кольца, футбольные и хоккейные ворота, сетка для перебрасывания мяча.
К коррекционным технологиям относятся : артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
В группе собраны картотеки артикуляционной гимнастики, подборка музыкального сопровождения для различных видов деятельности.
Разработаны картотеки игр и упражнений по психогимнастике. Я организую чтение художественной литературы: В Коростылев «Королева зубная щетка», Г. Остер «Вредные советы», С. Михалков «Веселый турист», В Суслов «Про Юру и физкультуру».
Использую театрализованную деятельность в рамках здоровьесберегающих технологий : игра-драматизация «Волк и козлята».
Для приобщения педагогов ОУ к вопросу об эффективности использования образовательных здоровьесберегащих технологий мною проведены следующие консультации и презентации: «Здоровьесберегающие технологии в ОУ», «Закаливание детей в условиях детского сада», «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Немаловажную роль по формировании здорового образа жизни ребенка играет отношение к этому вопросу в семье. Без взаимного сотрудничества родителей и педагогов невозможно достичь каких-либо результатов.
В процессе сотрудничества и мотивации к здоровому образу жизни организую и провожу совместно с инструктором по ФК мероприятия: спортивные праздники с родителями и детьми - «Зарница», «День Здоровья», «Мама, папа, я —спортивная семья».
На родительских собраниях провожу консультации: «Здоровье детей в руках родителей», «Использование детского самомассажа дома», «Роль дыхания в жизни дошкольника».
На собрания приглашаю для консультаций: инструкторов по плаванию и физической культуре, учителя-логопеда, медицинскую сестру.
Для повышения двигательной активности и профилактических мероприятий использую нетрадиционное оборудование и инвентарь, созданные своими руками. Дети с удовольствием пользуются им во время бодрящей гимнастики, самомассажа и в самостоятельной двигательной деятельности.
В группе созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса в разных видах деятельности, работа составляется с учетом смены статических занятий и двигательной деятельности.
Используются игры - драматизации, сюжетные игры, дидактические игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Созданы максимально комфортные условия для нахождения детей в коллективе. При организации деятельности, от образовательной до самостоятельной, учитываются требования к параметрам и размещению мебели в группе. Нормативы в соответствии СанПиН. ОУ оснащен бассейном для обучения детей плаванию. Занятия проводит инструктор по плаванию. Совместная работа с инструктором позволяет повысить двигательные навыки детей. Чередование физкультурных занятий с занятиями по плаванию способствует разностороннему развитию детей в физическом развитии.
Таким образом применение здоровьесберегательных образовательных технологий в группе привело к снижению заболеваемости дошкольников, прослеживается положительная динамика физического развития. Сформированы навыки личной гигиены, улучшилось эмоциональное состояние дошкольников. Дети приобрели необходимые знания безопасного поведения, сформированы представление о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания, о здоровом образе жизни. Приобретенные знания, навыки и умения уверенно применяются в режимных моментах и в самостоятельной деятельности. Повышена заинтересованность родителей в укреплении здоровья детей
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий успешно только при одном условии: все здоровьесберегающие образовательные технологии должны применятся в взаимодействии всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, учителя-логопеда, инструкторов, родителей, медицинских работников, работа должна вестись комплексно и систематически, только тогда можно достичь определенных результатов.