Якушенко Ирина Юрьевна
Инновационные здоровьесберегающие технологии в содержании дошкольного образования
«Инновационные здоровьесберегающие технологии в содержании
дошкольного образования»
Опыт работы ДО № 12 "Дельфин" МБОУ «СОШ № 4» г. Прохладный
Подготовила старший воспитатель
ДО №12 «Дельфин»
Якушенко И. Ю.
(Слайд) «Инновационные здоровьесберегающие технологии в содержании дошкольного образования»
Публикация «Инновационные здоровьесберегающие технологии в содержании дошкольного образования» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
(Слайд) Здоровый образ жизни в нашем обществе не занимает пока первое место в потребности человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В настоящее время существует особое направление в педагогике, которое называется «педагогика оздоровления». (Слайд) В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития.
(Слайд) Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного отделения. С чего мы начали?
(Слайд) Во – первых, нужно было организовать оздоравливающую предметно – развивающую и природную среду. И модель этой среды должна быть строго конкретизирована по содержанию и соответствовать возрасту детей. Что же входит туда?
(Слайд) Вторым этапом стала организация комплексного подхода к психологическому и физическому оздоровлению детей. Комплексный подход включает в себя:
(Слайд) И наконец, третий этап – это создание комплекта нормативно – правовых и дидактико – методических материалов.
(Слайд) Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Но при этом возникает ряд вопросов:
-готовы ли современные педагоги реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьеформирующих технологий?
-насколько они открыты сотрудничеству с медиками?
-способны ли они работать с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Ответы на поставленные вопросы весьма печальные.
(Слайд) Во-первых, люди сами не заинтересованы в сохранении и укреплении своего здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек не должен допускать болезни, особенно хронической, так как они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени.
(Слайд) Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Но ситуация – то не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить.
(Слайд) В-третьих, произошло сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Но большинство педагогов придерживаются определения здоровья только как физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.
Важно было решить все возникшие проблемы и переломить сложившиеся понятия.
(Слайд) Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка при сохранении и укреплении его здоровья. Выбор здоровьеформирующих педагогических технологий зависел от программы, по которой мы работаем, от конкретных условий нашего ДО, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
С учетом всего вышесказанного мы стали использовать в своей работе следующие виды здоровьформирующих педагогических технологий :
Виды здоровье-формирующих
педагогических технологий Особенности методики проведения
Стретчинг
В переводе с английского, «стретчинг» означает потягивание, вытяжение. Во время выполнения данного комплекса мышцы вытягиваются, а затем в течение нескольких секунд необходимо оставаться в таком состоянии и возвращаться в исходное положение. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Релаксация проводится для детей всех возрастных групп и её интенсивность определяет педагог. Обычно используют спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) или звуки природы
Гимнастика пальчиковая
развивает мелкую моторику пальцев рук Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная
проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется обеспечить проветривание помещения, и провести гигиену полости носа
Гимнастика бодрящая проводится после сна Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДО
Коррекция осанки проводится в кружке «Крепыш» Форма проведения зависит от контингента детей
Ортопедическая гимнастика проводится в кружке «Крепыш» Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики
Самомассаж проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Игротреннинги и игротерапия проводятся в свободное время, можно во второй половине дня
Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игры.
Коммуникативные игры проводятся в кружке «Смыщленыш» Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Арттерапия (терапия изодеятельностью) в кружке «Волшебная кисточка» Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек.
Технологии музыкального воздействия Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия проводится 1 раз в неделю с детьми старшего возраста Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета в интерьере группы снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек в кружке «Смышленыш» Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме
Психогимнастика Занятия проводятся по специальным методикам
Логоритмика занятия рекомендованы детям с проблемами речи либо в профилактических целях и проводятся в кружке «Речевичок» Цель занятий – фонетически грамотная речь.
(Слайд) Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьеформирующая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии : школьник и компьютер: 1-4 классы. - М. : ВАКО, 2007.
3. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
4. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе : методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2003.
8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М. : АРКТИ, 2003.
9. Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
10. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 29 – 34.
11. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001.